Анализ модели и технологии развития художественного восприятия как составляющей творческого воображения (Т. Калинина, И.В

Развитие восприятия произведения искусства на уроках изобразительного искусства

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В данном материале раскрывается основополагающее значение восприятия искусства в художественно-творческой деятельности ребёнка. Приводится пример поэтапного восприятия репродукции картины Б. Неменского «Последнее письмо».
Назначение: Данная статья будет полезна учителям изобразительного искусства.

Художественное восприятие – особый процесс взаимодействия зрителя и автора картины, их своеобразный диалог. В основе восприятия можно выделить несколько компонентов:
- первичное восприятие,
- ощущение эмоций от увиденного,
- анализ сюжета,
- анализ изобразительных средств,
- соотнесение увиденного с собственным опытом,
- формирование собственного понимания художественного произведения.
Наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей.
В начальных классах знакомство с цветом происходит в большей степени на чувственно-эмоциональном уровне. На этом этапе очень важно, чтобы дети начали устанавливать осознанные связи между миром цветов и миром собственных чувств, переживаний, эмоций и настроений. Суть творческой работы детей состоит не в воспроизведении, а в переосмыслении и ассоциативно-образной передаче действительности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского включает в себя великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников. В начальной школе это «материнство», «мудрость старости» и другие.
Рассмотрим конкретный пример приёма формирования у младших школьников навыков восприятия художественного произведения.
В 4 классе есть замечательная тема – «Сопереживание». Программа предлагает детям создание рисунка с драматическим сюжетом: больное животное, раненый зверь, певчая птица в клетке, погибшее дерево и др. Очень важно, чтобы дети не просто знали, что есть такое чувство - сопереживание, объединяющее все народы, но и сами его пережили.
Нужно сказать, что для детей это очень сложное задание. Сложное даже для многих взрослых. Практика показывает, что мы не часто задумываемся, почему у нас возникло какое-то чувство, чем оно было обусловлено, затрудняемся не только это объяснить, но и выразить словами свои ощущения.
Тему урока я раскрываю с помощью анализа репродукции с картины Б. Неменского «Последнее письмо». Не сообщая тему урока, вывешиваю на доску репродукцию на 1-2 минуты и задаю вопрос: «Какие чувства, ощущения у вас вызвала эта картина? Что вы почувствовали, посмотрев на неё?».

Стараюсь опросить всех детей. Часть школьников обращает внимание, в первую очередь, на героев картины и отвечает, что почувствовали: «бедность, им нечего есть», «любовь сына к матери», «нежность мальчика». Но большинство четвероклассников не характеризовали героев картины, а отметили собственные чувства, навеянные произведением. Это грусть, тоска, печаль, горе. Аня А. ответила «милосердие».
После обобщения ответов, задаю следующий вопрос: «А почему эта картина вызвала у вас такие чувства, ощущения?». Ответы: «почувствовал по фигурам, что у них горе», «примерил к себе».
Для меня как педагога важно добиться осознания детьми связи между миром чувств и миром цветов, я ожидаю других ответов. Но все ответы детей ценны. Аня А., ощутившая в картине милосердие, ответила на вопрос: «Раз, и как – будто вспыхнуло!». Им очень сложно выразить словом свои ощущения, но только вдумайтесь в слова ребёнка: «Я примерил к себе!». За этими простыми словами таиться целая гамма чувств, просматривается активная работа мысли.
Многие четвероклассники обратили внимание на колорит картины: все краски тёмные, холодные, неяркие, грустные, скучные. Юля А. заметила: «Даже голубой цвет одежды мамы кажется тёмным», Дима М.: «окно беспросветное, наверное, как их жизнь»…
Снова вывешиваю репродукцию и спрашиваю: «Как вы думаете, что могло произойти в судьбе этих людей?». Версии разные, но одно их объединяет – все события горестные. Детям это становится понятно по цветовому строю картины и по расположению фигур героев.
Затем внимательно присматриваемся к деталям картины. Как одеты люди в произведении? Какая обстановка в доме?
Что держит в руках мама?



Нет, это на платок. Сообщаю название картины – «Последнее письмо». Откуда? Наверное, с войны. Так, что же произошло в судьбе этих людей? Трагедия: погиб дорогой человек. Делаем вывод: первое, что навело нас на мысль о трагичности происходящего в картине – это её цветовой строй.
Одна ученица поднимает руку: «А я знаю, какая у нас тема! Наверное, мы будем рисовать чьё-то горе!». Так мы выводим тему, цель и задачи урока: изобразить печаль и страдания, вызвать своей работой печаль и переживания у зрителя. Ведь через искусство художник выражает своё сочувствие страдающим.
Таким образом, формируется такое отношение к миру, при котором впечатления, ощущения побуждают детей создавать художественные образы, отражающие действительность опосредовано, через ассоциацию и фантазию.
Работы обучающихся по теме "Сопереживание":



Разделы: Работа с дошкольниками

На сегодняшний день, формирование творческой личности ребенка в сфере дошкольного образования является важнейшей задачей.

Особую роль в становлении творческой личности отводят развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями живописи. Проблема восприятия старшими дошкольниками произведений живописи актуальна, так как способствует общему развитию ребенка и закладывает важную основу для развития творческих способностей. Данной проблеме посвящены работы таких авторов как: Е. Ф. Флерина, Р. М. Чумичева, А. М.Чернышева, Л. В. Пантелеева, Т. С. Комарова, Т. А. Копцева и др. .

Тем не менее, вместе с тем, что вышеперечисленные исследования имеют высокую значимость и ценность, ощущается потребность в практических разработках, посвященных разработке условий формирования художественного восприятия произведений живописи, которые были бы направлены на развитие образного словаря детей, эстетического вкуса, творческих способностей, зрительской культуры.

Я задалась целью определить условия развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями живописи. Предполагая, что развитию художественного восприятия живописи детьми будут способствовать следующие условия: создание эмоциональной атмосферы непосредственно – образовательной деятельности с использованием литературных и музыкальных образов; подключение разных ощущений в процессе восприятия живописных видов и жанров: портрет, пейзаж, натюрморт; ознакомление детей с приемами и техниками живописи: витраж, мозаика и др.; создание творческой мастерской, способствующей использованию выразительных средств живописи для достижения замыслов.

Мой единомышленник художник и педагог Копцева Т.А. Считает, что способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности являются результатом художественного восприятия. .

Продуктом художественного восприятия по мнению Н.А. Ветлугиной является “вторичный образ”, который может совпадать или не совпадать с образом, задуманным автором. Художественное восприятие воздействует на зрителя в два этапа – первичный и вторичный. Наиболее значимым считается повторное или вторичное восприятие, т.к. в ходе его человек по-новому может переосмыслить произведение искусства, увидеть в нем то, чего не увидел вначале своего первого “знакомства” с ним. Наиболее известные формы вторичного образа – это музыка к поэтическому произведению, иллюстрация к нему, его художественное чтение. Включение элементов музыки, поэзии на занятиях помогает дошкольникам понимать картины, помогая глубже воспринять художественные образы, переданные в них.

Восприятие произведений живописи дошкольником будет более продуктивным, если он научится видеть средства выразительности, применимые художником для характеристики изображения (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

В возрасте 5–7 лет особая роль отводится зрительным ощущениям и восприятию. Ребенок получает больше информации об окружающем мире с помощью зрения. Также интенсивно развивается обонятельная чувствительность. Дети старшего дошкольного возраста делают значительно меньше ошибок при различении запахов. Основательные изменения у старших дошкольников появляются в восприятии пространства. Дети всё чаще хотят разобраться во всех формах, которые их окружают. Они пытаются установить, на что похож предмет.

Старшие дошкольники уже умеют сравнивать длины линий, однако хуже решают задачи на глазомер. Глазомер развивается в процессе конструктивной деятельности. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании и играх. В этом возрасте у дети уже могут в некоторой мере ориентироваться во времени. Они выделяют существенные признаки в определении времени (ночь – “когда темно”, “когда солнышко спать ложится”). Дети узнают такие категории, как раньше и позже.

В ходе работы по ознакомлению детей с произведениями живописи развиваются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени и т.д.

Отличительной особенностью восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи является то, что они сразу выделяют цвет, потому что он яркий и знаком детям, они постоянно рисуют, “играют” цветом, легко могут увязать его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать цвет как средство для раскрытия основной идеи содержания, через цвет оценивать эстетические достоинства картины. . Труднее всего детям удается выделить композиционное построение картины. Они легко вычленяют композиционный центр (если вопрос воспитателя точен), но затрудняются ответить на вопрос, почему художник расположил в картине людей таким образом, что он хотел этим сказать. Дети узнают как можно выделить композиционный центр. В дальнейшем они определяют различные способы композиционного решения, но установить зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, поэтому и нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину. Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия. . Для полного восприятия ребенком художественного произведения ему необходим социальный опыт. Иногда трудность в восприятии и понимании художественного произведения ребенком вызывают методические ошибки воспитателя: отсутствие вводной беседы и выстроенных вопросов по шаблону. Большое значение при восприятии произведения живописи имеет вопрос, с которым педагог обращается к ребенку. Спрашивая детей об изображении педагог должен ориентировать дошкольника на перечисление объектов в любом порядке. Вопрос: “Что делают здесь на картине?” – побуждает ребенка к действиям.

Э. П. Короткова при работе по развитию художественного восприятия старших дошкольников рекомендует использовать вопросы, развивающие воображение и творчество. Повышению активности способствует предложение воспитателя самим составить и задать вопросы по картине.

Мной отмечено, что при восприятии художественных произведений разных жанров дети больше интересуются картинами бытового жанра нежели натюрмортом и пейзажем.

Пейзажная живопись ярко воспринимается детьми и оказывает на них сильное эмоциональное и эстетическое воздействие, которое проявляется в их речи. Для развития художественного восприятия детьми образа пейзажа можно использовать поэзию А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, и др.

При восприятии жанровой картины у детей старшего дошкольного возраста понимание социальной значимости содержания картин развивается постепенно от неосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания, мотивированному логическими связями содержания картины и средствами выразительности. Личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также важным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника.

Стиль художественного изображения оказывает большое влияние на восприятие детьми живописных произведений. Яркая, колоритная картина вызывает стойкие эмоциональные чувства.

Флерина Е.А. выделяла педагогические условия успешной организации процесса восприятия дошкольников. Наблюдение, внимание, самостоятельность суждений и творческая активность возрастет: когда а) беседы кратки и интересны ребенку; б) достаточно времени для самовыражения в материале; в) создание непринужденной атмосферы; г) оставляет ряд вопросов для детей не разрешенными.

Создавая условия для эмоционального рассмотрения явлений и объектов действительности, педагог должен заботиться о качестве визуального материала, его выразительности. .

На примере моей группы детей хочу отметить возможность повышения уровня восприятия произведений живописи.

Под художественным восприятием я понимаю – чувственное восприятие дошкольником художественной формы произведения живописи, способного мимическим, словесным или изобразительным образом выразить свое отношение к содержанию произведения.Изучив вопрос развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, сделан вывод о том, что восприятие произведений живописи является неотъемлемой частью эстетического восприятия детей. Ознакомление с выразительными средствами живописи: теплые и холодные цвета, цветовой контраст, нюанс и др., с необычными художественными материалами и техниками: витраж, мозаика и др. не только расширяют детские представления о жизни и искусстве, но и способствуют развитию воображения и фантазии, активизируют процесс художественного восприятия.

Основу моей развивающей работы в старшей группе детского сада. по повышению художественного восприятия составила серия интегрированных занятий, направленных на повышение уровня умений детей через рисунок выражать свое отношение к изображенному и на повышение эмоциональной отзывчивости на произведение.

Главным видом деятельности в дошкольном детстве является игра, поэтому развивающие занятия строились на организации таких игровых ситуаций как “ожившая картина”, “бытование в предполагаемых обстоятельствах”, “узнай на вкус и запах”, а также подключения образно-выразительных средств музыки и литературы: используемые музыкальные фрагменты создавали особую творческую среду, обогащали восприятие детей новыми ощущениями.

Фрагменты литературных произведений фокусировали внимание дошкольников на выразительных особенностях произведений живописи и дополняли содержание картины новыми ассоциациями. Так через эмоциональное восприятие станковой и монументальной живописи дети старшего дошкольного возраста знакомились со средствами художественного выражения, получали представления о видах и жанрах искусства. Такие игровые занятия вызывали у них положительные эмоции.

Серия художественно-творческих занятий состояла из 7 тем.

Первое занятие было посвящено натюрморту.Восприятие произведения живописи и создание своего образа натюрморта, позволяло дошкольникам заглянуть в “кухню художника”. Игровая ситуация “я-художник” обогатила опыт детей практическими навыками, позволила посмотреть на творческий процесс, как на возможность создания своей, оригинальной (не похожей на других) композиции.

Второе занятие “Зимняя берёза”было направлено на развитие художественного восприятия пейзажных картин, на которых один и тот же сюжет разными художниками раскрывается по-разному. Игровая ситуация “сравни свою работу с работой сверстника” помогала выявить индивидуальное качество каждой работы при решении общих задач.

Третье занятие “Одинокая сосна” продолжало знакомить детей с жанром пейзажа и было нацелено на развитие диалогической, связной речи дошкольников в процессе восприятия произведения и оценки его колорита. Игровая ситуация “что общего и в чем различие в твоей композиции и в композиции художника” позволило выявить выразительные качества холодного колорита.

Целью четвертого занятия “Весна пришла” стало развитие у детей эмоционального отклика на картину весеннего проявления природы, нашедшее отражение в картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели”. Игровая ситуация состояла из игры в слова: детям предлагался набор эмоциональных словесных определений, таких как “нежная или тревожная весна”, “небо серовато-синее или светло-голубое” и т.п., а дети должны были выбрать те словосочетания, которые характеризуют эмоционально образный строй картины.

Пятое занятие“Рисуем портрет” было нацелено на формирование представления о портрете, средствах его выразительности. Создание собственного рисунка способствовало развитию изобразительный умений. Способности детей через цвет выражать свое отношение к характеру человека.

Целью шестого занятия “Рыбки в море” являлось знакомство детей с мозаичной техникой; закрепление умений работы с бумагой.

Седьмое занятие “Бабочка – красавица” было направлено на знакомство дошкольников с витражной техникой; на развитие эстетического созерцания, внимательного отношения к детали, практическому освоенную трудоемких приемов изготовления витража. Это задание вызвало большой интерес у детей, но оказалось дольно долгосрочным по выполнению витража, на его завершение потребовалось два занятия.

По завершении мероприятий направленных на определение уровня развитости художественного восприятия старших дошкольников мы видим, что существенно обогатилась эмоционально – выразительная составляющая детских рисунков. Работы дошкольников стали интереснее по содержанию, больше по объёму, богаче по идеям и замыслам.

Анализ результатов работы до и после проведенных мероприятий наглядно свидетельствует об эффективности заявленных мной педагогических условий и показали эффективность разработанной системы развивающих занятий.

В следствие чего:
– у детей повысилась эмоциональная отзывчивость при просмотре произведений живописи;
– дошкольники стали активнее высказывать собственное мнение о живописных произведениях;
– повысился уровень умений в использовании средств выразительности и навыков работы различными материалами; дошкольники по большей мере использовали цвет, ритм, композицию, пятно и др. для выражения своего настроения, чувств, эмоций, для передачи идей собственного замысла;
– расширился круг детских представлений о произведениях живописи и живописных техниках: станковой, монументальной, витраж, мозаика и др.

Об эффективности работы говорит и тот факт, что детские работы выполненные в технике мозаики и витража приняли участие в российском конкурсе детского рисунка посвящённому 100-летию ГМИИ им. А. С. Пушкина "Музей и мы", где стали призёрами и получили диплом.

Список использованной литературы

  1. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
  2. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Программа по изобразительному искусству для начальной школы (“Природа и художник”).
  3. Маслова С. Г. В мире прекрасного: программа художественно – эстетического воспитания в детском саду. – СПб.6 Нестор – История, 2010. – 176 с.
  4. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи – М.; Просвещение, 1992. – С. 84–89.

Рассмотрим музейно-игровую методику по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она предназначена для работы как в условиях музейной среды, так и в образовательном учреждении -- при наличии необходимого дидактического обеспечения: слайдов, репродукций, видеокассет и др.

Основные задачи занятий

* Освоение музейной среды как пространства культуры на основе интеграции музейно-педагогических, дошкольных и театральных методик, соотнесенных с психологическими особенностями старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

* Воспитание уважения и творческого отношения к произведению изобразительного искусства и формирование основ зрительской музейной культуры.

* Формирование навыков произвольного внимания к пластической выразительности окружающего ребенка предметного мира и произведений искусства.

* Развитие сенсорной сферы (в частности, осязания), познание пластической формы и пластических возможностей ребенка.

* Развитие воображения и фантазии как основы творческой деятельности ребенка 11 Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М.,1988. С.45..

Психолого-педагогическая специфика занятий предполагает сотворчество музейного педагога, педагога по театрализованной пластике и музыканта.

Интеграция может быть успешной только при условии согласованного взаимодействия всех участников педагогического процесса. При этом деятельность педагогов, проводящих занятия, должна быть построена с учетом психологических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исходя из возможностей художественного музея в воспитании зрительного восприятия, познавательных и творческих способностей ребенка, использование пластических упражнений в музее, на основе возрастной специфики 11 Образовательная деятельность худо-жественного музея. Вып. IV. СПб., 1995. С.19., способствует лучшему усвоению ребенком визуальных образов изобразительного искусства, а также развивает произвольное (концентрированное) внимание и творческое воображение.

Подтверждение верности избранного направления работы авторы находят в книге известного петербургского психолога М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», где раскрыт новый психологический подход к освоению ребенком пространственных представлений и формированию модели окружающего мира. «Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована -- в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п. -- утверждает автор. - Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т.п.), которые максимально легко и полно могут быть усвоены воспитуемым» 22 Осорина М.В. Секретный мир детей в про-странстве мира взрослых. СПб., 1999. С.51..

Воспринимая произведения изобразительного искусства, ребенок в процессе занятий расширяет круг известных ему ранее образов, представлений и понятий.

Пластические занятия дают возможность «прожить» увиденное в движении и отразить художественный образ через свое телесное «я». Культурно-пространственная среда музея включается в умственное, личностное развитие ребенка совокупностью зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных, кинестетических и других ощущений, которые постепенно становятся неотъемлемой частью модели мира ребенка.

Для запоминания особенностей конкретного произведения и дальнейшего домашнего рисования по впечатлениям от музейного занятия педагог, обращаясь к зрительной памяти ребенка, подчеркивает индивидуальные отличия, неповторимые качества персонажей, изображенных в произведениях искусства. Затем он просит пластически воспроизвести сложившийся в воображении ребенка образ, выделяя главное, характерное для того или иного явления, персонажа, предмета и др., что требует от каждого из них особой концентрации внимания на осмысленном движении тела.

Это развивает способности детей к обобщению, мобилизует фантазию и совершенствует природные данные соответствующей тренировкой, развивая их в нужном направлении.

Занятия по театрализованной пластике проходят в специально оборудованном помещении, имеющем напольное ковровое покрытие и музыкальный инструмент. Это является дополнительным фактором а создании особой атмосферы свободы движения и защищенности ребенка. Общение с педагогами на пластическом занятии делает возможным восприятие музейной среды как игровой, расширяет психотелесный опыт и дает возможность свободно манипулировать впечатлениями, образами, персонажами в пластических импровизациях.

Роль музыки в этом процессе исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому группой.

Использование активной игровой формы в сопровождении «живой музыки» способствует развитию чувства ритма и оригинального творческого мышления. При этом важно помнить, что настройка на ритм движений -- самый древний, самый универсальный и самый успешный способ психологического присоединения. Действия педагога, которым дети стремятся подражать, не требуют точного запоминания и повторения, взаимодействуя с глубинами души, они вызывают у детей их собственные мощные емкие образы.

В отличие от дидактических игр музыкально-пластические занятия не ставят целью усвоение информации, а дают детям возможность приобрести умения в игровой форме воспроизводить персонажи, предметы, явления природы, изображенные в произведениях искусства. В восприятии детей они предстают как живые, трансформирующиеся, развивающиеся во времени. Такие игры условно называют символическими.

«Символическая игра, употребление ребенком символов является существенным моментом в развитии его психики. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта и другие собственно человеческие способности» 11 Мухина В.С. Психологические особеннос-ти преддошкольного и дошкольного возра-ста. //Возрастная и педагогическая пси-хология под ред. А.В. Петровского. М., 1993. С.116..

Символическая игра с преобладанием в ней детского инстинкта подражания удовлетворяет потребности ребенка в общении с миром взрослых и активно готовит его к жизненный реалиям.

В условиях художественного музея театрально-пластические игры способствуют развитию эмпатии, то есть воображаемого перенесения себя в ту или иную эпоху, проживанию изображаемых ситуаций, идентификации с персонажами произведений искусства, ощущению сопричастности к ним. Способность к сопереживанию, приобретенная в рамках данных занятий, впоследствии может успешно переноситься ребенком на более широкий спектр ситуаций (в том числе и на ситуации межличностного взаимодействия).

Структурна интегрированных занятий и условий их проведения таковы:

Предлагаемые двенадцать занятий рассчитаны на учебный год, с периодичностью два занятия в месяц!

Продолжительность занятия -- два академических часа. Игровой метод и смена видов деятельности позволяют детям сохранять в течение этого времени познавательную и творческую активность.

«Мы идем по дворцу»,

«Образы скульптуры»,

«Что такое живопись»,

«Цвет в живописи»,

«Мир животных в изобразительном искусстве»,

«Боги и герои Древней Греции»,

«Чудо-мастера»,

«Человек и время (портрет)»,

«Как люди раньше жили»,

«Природа глазами художников»,

«Фантастические сюжеты в искусстве»,

«Образы минувшего».

Условия занятий:

Наличие напольного коврового покрытия, игровых кубов и музыкального инструмента повышает состояние комфорта во время пластических игр.

Использование репродукций и диапозитивов, воспроизводящих зрительный ряд экскурсии, способствует накоплению разнообразных переживаний, связанных с образами, проецируемыми в ходе занятий.

Четкие пространственно-временные границы, создаваемые использованием постоянного места и времени проведения занятий, обеспечивают возможность поддержания «исихологичес-к-дистанции» (отстранения од внешнего мира).

Особенности проведения

Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть - рассказ о произведении искусства с помощью метода диалога и музейно-педагогической игры.

II часть - пластические игры-упражнения, направленные на развитие эмоционально-образного восприятия мира и произведений искусства.

Последовательность частей зависит от темы и задач каждого занятия.

художественный воспитание изобразительный педагогический

PAGE_BREAK--2.Особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 с. Бичура, р. Бурятии.

В эксперименте принимали участие 25 детей подготовительной группы.

Для выявления развития уровня художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностики, предложенные А.А. Мелик-Пашаевым. Методика выявления уровня художественного восприятия и методика «Раскраска персонажей».

В основе определения уровня художественного восприятия были положены следующие критерии:

Эмоциональная отзывчивость при восприятии картин Иркутских художников;

Умения использовать средства выразительности и различные материалы в собственных рисунках;

Использование рисунка как средства выражения своего настроения, чувств, эмоций, композиционное решение, выразительность сюжета, цветовое решение, техника исполнения, оригинальность рисунка;

Проявление собственного мнения о произведениях, их критика, приведение разумных доводов.

Цель методики выявления уровня художественного восприятия следующая: дважды описать (изобразить) один и тот же предмет, реально присутствующий на занятии, но с различной ценностной окраской, как бы увиденный человеком в разных состояниях, в разные моменты жизни. Конкретизировать эту ситуацию каждый педагог может применительно к возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.

Первый уровень. Ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека;

Второй уровень. Ребенок передает это состояние, от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета, а с помощью прямых высказываний и оценок;

Третий уровень. Ребенок создает два ярко различающихся образа, но - с помощью придуманных признаков; это не тот предмет, который он реально видит;

Четвертый, высший уровень, свидетельствующий о силе художественного восприятия. Ребенок создает два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях - узнаваемых, а не произвольно придуманных. То есть ребе нок, настроившись на определенный лад, замечает, усиливает, вычерпывает из неисчерпаемого запаса чувственных признаков предмета именно те, которые соответствуют его замыслу.

Цель методики «Раскраска персонажей»:с временным интервалом раскрасить два одинаковых контурных изображения какого-либо персонажа с двумя контрастными характеристиками. Ребенок получает последовательно, с перерывом, два одинаковых контурных изображения какого-либо персонажа (какого - это зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка). Например, это может быть волшебник, в первом случае - добрый, во втором - злой. Это могут быть и другие фантастические или реальные персонажи. Необходимое условие - это контраст оценочного отношения к ним или контрастность их собственно го настроения (например, грусть - веселье).

Кроме силуэта самого персонажа, рисунок должен включать какие-то аксессуары его деятельности (у волшебника это, к примеру, его жезл) и нейтральные детали окружения.

Эти рисунки дети раскрашивают, пользуясь любым удобным для них, но одним и тем же в двух случаях набором материалов.

Поскольку контур одинаков (дети, правда, часто его меняют, но это сейчас не принципиально), ребенок имеет возможность показать свое отношение к двум персонажам только с помощью цвета, и сопоставление двух его рисунков наглядно показывает, выбирает ли он цвета, соответствующие его противоположному отношению к персонажам. Делает ли он «видимой» эту оценку, это отношение? «Воображает» ли ее?

Типичные уровни решения данной методики:

Первый уровень. Два персонажа практически неразличимы; во всяком случае, их легко спутать;

Второй уровень, внутри которого существуют градации. Различается цветовой образ некоторых частей двух изображений; в первую очередь - самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику взрослых во время разъяснения задания;

Третий уровень: различается цветовой образ двух рисунков в целом, в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения.
2.2 Особенности развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Анализ процесса художественного восприятия позволил сформулировать рабочее определение данного феномена. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, духовно – осмысленного, опредмеченного в материале языка искусства образа мира в процессе сложного многоуровневнего диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой.

Данный тип восприятия по своему определению предельно близок к эстетическому восприятию. Его отличие от этого вида перцепции – направленность на воплощение рождаемого образа в материале искусства. Художественного восприятия не может быть в полной мере развито у ребенка дошкольного возраста, прежде всего на уровне осознанности этого процесса. В то же время дети дошкольного возраста обладают богатыми возможностями художественно-творческого развития.

В результате проведённого исследования получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.Уровня художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Количество в %

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Четвертый, высший уровень

Рис. 1. Уровни художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Итак, 45% детей были отнесены к первому уровню, который характеризуется тем, что ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека; так, например Даша П. долго не могла решить, что же ей рисовать, она нарисовала светло-серого и тёмно-серого слоника, не добавляя в рисунок никаких других деталей, свидетельствующих о настроении автора.

20% были отнесены ко второму уровню, который характеризуется тем, что ребенок передает состояние, от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета, а с помощью прямых высказываний и оценок. Причинами данной особенности являются отсутствие знаний сенсорных эталонов и недоразвитие уникальных в своем роде действий восприятия.

20% были отнесены к третьему уровню, который характеризуется тем, что ребенок создает два ярко различающихся образа, но - с помощью придуманных признаков это не тот предмет, который он реально видит; один из обследуемых ребят, Сеня К нарисовал того же самого слона, но одного изобразил весёлым, улыбающимся, в шляпе голубого цвета и с бантом с боку. Второго слона он изобразил грустным, больным, с перевязанной ногой, с градусом под мышкой.

К высшему, четвертому уровню развития художественного восприятия, можно было отнести работы 15 % ребят. Здесь дети создавали два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях - узнаваемых, а не произвольно придуманных.

В результате проведенной методики «Раскраска персонажей» получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.Результаты методики «Раскраска персонажей»

Количество в %

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Рис. 2. Результаты методики «Раскраска персонажей»
Таким образом, 57% детей нами были отнесены к первому уровню, который характеризуется низким уровнем идентификации изображений и недостаточным уровнем использования графических средств, то есть два персонажа практически неразличимы; во всяком случае, их легко спутать. Например, Даша П. раскрасила красную шапочку в двух рисунках в красный и в бледно-красный цвета.

Ко второму уровню были отнесены 33% детей, работы которых содержали определенные градации – различался цветовой образ некоторых частей двух изображений; в первую очередь - самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику взрослых во время разъяснения задания. Например, Сеня К. раскрасил свои рисунки разными цветами, и было понятно, что это красная шапочка, но в одном случае она была пассивная (преобладали мягкие цвета), а в другом случае она была очень активная (преобладали яркие цвета).

К третьему уровню отнесли 10% детей, в работах которых различался цветовой образ двух рисунков в целом, в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей художественное восприятие, обусловлено низким уровнем развития пространственного, зрительного и эмоционального восприятия. Дети в недостаточной мере владеют навыками глазомерных действий, не различают формы и взаимоположение воспринимаемых художественных объектов, а также затрудняются в использовании различных цветов для описания эмоциональных состояний изображаемых объектов.

Анализ полученных результатов активизировать необходимость создания педагогических условий развития художественного восприятия детей данного возраста:

1) опоры на опыт эмоционально-непосредственного восприятия;

2) осуществления художественного развития ребенка на основе естественного процесса развития изобразительной функции детского рисунка;

3) постепенности развития художественного восприятия.

Выделенные компоненты и условия развития художественного восприятия дошкольников стали основой определения педагогической целесообразности и эффективности методов развития художественного восприятия ребенка, задали критерии оценки уровней развития ребенка.

Итак, проведенный констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития художественного восприятия. Это может быть обусловлено недостаточной сформированностью у детей сенсорных эталонов, графомоторных, глазомерных навыков, а также низким уровнем пространственного ориентирования и восприятия.

Также в ходе анализа результатов эксперимента выявляется упомянутая выше особенность художественного восприятия, состоящая в том, что оно требует активной работы многих механизмов психики - непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных.

Как было сказано выше, художественное восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.



3. Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
3.1 Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников
Развивающая педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является развитие художественного восприятия у дошкольников.

Задачей педагога, совместно с семьей становится создание и выполнение определенных условий, которые станут способствовать нравственному и духовному развитию личности, ее самосовершенствование, стремлению к познанию окружающего мира и себя в нем. Однако при одном условии: обучение станет способом воспитания развития свободной, творческой личности, что и предусматривает программа, формирующего эксперимента.

Искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительным искусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программе учитывается, что ребенок усвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. Таким образом, у детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизни растущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка. Здесь решается задача, быть ли ему творческой личностью. В большей степени этому способствует изобразительная деятельность как специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, регионального компонента.

Цель программы: развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни, на основе предоставления свободы для художественно – творческого решения задач.

Задачи программы:

Установление связей с миром прекрасного, привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

Использование метода оформления интерьера группы работами детей, оформление выставок.

Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.

Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси). Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

Ниже представлен тематический план программы.
Таблица 2.1.План работы.

Основы художественного творчества

Регулирование психических процессов и процессов познания у детей

Техника безопасности художественного творчества

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

I часть – “В гостях у осени”

1. Знакомство с волшебными красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

2. Дары осеннего сада.

Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукций Сысоевой Н.С. “Цветы и плоды”.

Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов.

Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем.

Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах.

II часть – “Рассказы зимы”

3. Аппликация симметрии “Снежинка”.

Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах.

Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

4. Праздничный наряд для новогодней ёлки.

Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками.

Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности

Работа с красками на основе выбранной палитры.

Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни

III часть – “Почувствуй и расскажи”

5. Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики.

Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции.

Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.

6. Животные наши друзья.

Элементарное конструирование из бумаги. Оригами.

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста.

Техника сложения бумаги. Последовательность работы.

Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.

7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд”

Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире.

Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой.

Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.Знакомство с иркутским художником

И.С. Шишиловым.

IV часть – “Весна красна”

8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”.

Работа гуашью по представлению.

Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания.

Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места.

Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины В.С.Рогаля, декоратора и акварелиста В.Н.Лебедева.

9. Творческая работа “Краски играют”.

Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности.

Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

В качестве примера представлен план некоторых занятий.

Занятие 1.

Тема: Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга?

Цель: Познакомить с тремя основными цветами. Начать формировать умения организации рабочего места.

Учить начальным навыкам выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). Рисование по представлению.

Развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображения.

Воспитывать умение оценить, похвалить работу другого.

Основные виды работы детей: Рисование по представлению “Радуги”.

Игра «Волшебный цветик – семицветик».

Наглядный материал: таблицы: “Путешествие кошки Мурки”, “Цветик-семицветик”, “Радуга”; репродукция В.С.Рогаля.

Принадлежности детей: альбомный лист, гуашь, кисть, баночка, палитра.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Наличие материала, правильное расположение его на столе, готовность к занятию.

II Сообщение цели и задач.

Познакомимся с тремя основными цветами и их смесями. Нарисуем радугу.

III Беседа.

Из-за темных туч

Показался Луч

И на длинной ножке

Прыгнул за окошко,

С маленькою Муркой

Поиграл он в жмурки,

С горки покатился,

Бликами носился.

Тема нашего занятия «Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга? ».

Какие три основных цвета вы знаете? (Красный, синий, желтый). Почему краски волшебные? (Ответы детей).

Смешиваясь краски, создают новые цвета (красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый). Рассматривание таблицы «Путешествие кошки Мурки».

Какие цвета содержит луч солнечного цвета? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Сколько всего цветов в луче света? (Семь).

Игра «Волшебный цветик – семицветик». Дети называют предметы такого же цвета, как и лепестки “цветика – семицветика”. Кто последний назвал предмет, тот и возвращает лепесток.

Мы познакомились с волшебными красками. Давайте отгадаем загадки.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Его просят, его ждут,

А как придет – Прятаться начнут. (Дождь)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти… (Радуга)

IV Инструктаж.

Показ примерной работы. На листе бумаги, который в данном случае расположить горизонтально большей стороной, радуга в детских рисунках появляется как огромный цветной мост, перекинутый через весь лист.

Показ примерной работы. Показ приёмов работы.

V Практическая работа.

Методические указания: осанка, работа кистью, краской, аккуратность, индивидуальная работа с детьми.

VI Итог занятия. Выставка детских работ.

Занятие 6. Знакомство с иркутским художником И.С. Шишиловым.

Цель:Познакомить детей с творчеством иркутского художника-пейзажиста И.С Шишилова: с основной идеей произведений, на основе отслеживания связи между содержанием и средствами выразительности. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к труду художника.

Активизация словаря:холст, просторы необозримые, необъятные, широкие.

Материал:иллюстрации картин И.С. Шишилова («Малое море. Северная часть», «Хабой», «Луг. Нижняя Качерга», «Ольхон»).

Ход занятия:

Устроить в группе мини выставку репродукций картин Игоря Сергеевича Шишилова.

Как вы думаете, что главное в этих картинах?

А как художник показал это главное? (Величие скал, насыщенные краски луга, удивительное спокойствие воды, бушующие волны Байкала, беспокойные чайки на фоне крутых гор.)

Послушайте рассказ о художнике и о том, что волнует самого художника, что он чувствует, глядя на свои пейзажи.

«Художник И.С. Шишилов родился в Иркутске. С детства он любил свой родной край, часто убегал в поле, лес, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушать пение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, часто уходил в лес, взяв с собой холст и краски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды, когда ему довелось побывать на острове Ольхон, художника поразила эта неповторимая красота настолько, что он решил тут же её отобразить в своих картинах. Художника поражали горы, которые он рассматривал издалека: они были покрыты сизой дымкой. Также на скалистом берегу наблюдалось скопление чаек. Мастеру хотелось показать насколько просторы Байкала - необъятные, необозримые и широкие. Он любуется сам и приглашает нас любоваться красотой и богатством цвета, благородством соотношения глубокого голубого цвета озёрной воды и яркостью, сочностью травы летнего луга.

Давайте посмотрим картины Игоря Сергеевича Шишилова. О чём вы думаете, когда смотрите на пейзажи этого художника? Чем нравятся вам эти картины?

В ходе занятий первой серии у большинства детей как первого, так и второго и третьего уровней (Яны Б., Даши З., Никоса Г. и др.) проявились интерес, эмоциональная отзывчивость. Это отразилось в речи детей: «Мне нравится, как волны бегут…» (Стас К.), «Вот это я видела, когда мы ездили на Байкал!» (восхищённо восклицала Яна Б.), рассматривая репродукцию картины И.С. Шишилова «Малое море. Северная часть», Дин У с интересом подметил: «Это место очень похоже на то, у которого мы были в прошлом году. Там тоже были скалы и много чаек», «Я тоже хочу так рисовать» (задумчиво произносила Маша Р.) и др. В свободное время дети охотно рассматривали фотографии, репродукции картин иркутских художников, заинтересованно слушали рассказы о Байкале. Дети подошли к осознанию эстетической ценности картины, их характеру, желания художника отобразить в картине восхищение окружающей природой («Вот когда смотришь на картину то и настроение поднимается…» - Саша И., «Художнику нравится на Байкале – краски весёлые» - Родион С.,

«Сосны и ели выглядят как настоящие. Можно даже каждую иголочку рассмотреть» - Илья Д.).

В контрольных вопросах дети показали способность отличать пейзажи от других жанров живописи (натюрморт, портрет). У большинства детей проявился достаточно устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи.

В восприятии зверей дети предвносили свои впечатления, полученные из книг, иллюстраций, фотографий. Образовалась живая связь между восприятием действительности и искусством. («Здесь у меня чайки летят…» - Лера П., «Я видела омуль и решила нарисовать его у себя в озере. Его почти не видно, потому что он плавает глубоко» - Соня К., «А на моём рисунке начался первый снег… Лисичка бежит. Она ещё не успела шубку поменять на серую» - Влад П.).

У детей стала появляться определённая направленность на восприятие действительности. Восприятие же образов в искусстве органически связывается с теми впечатлениями и наблюдениями, с которыми дети встречаются в действительности. («Как красиво художник нарисовал деревья. Они такие большие и могучие» - Ярослав И., «А у нас на даче тоже растут ёлки и сосны и они очень похожи на эти» - Лера К., «Я решил нарисовать в дереве дупло, которое выдолбил дятел. А теперь в этом домике живёт белка и делает запасы на зиму» - Илья Д.).

Дети способны это выразить в суждении о том или ином произведении. («Мне понравилась картина, на которой нарисована зима в лесу… Как будто прошла метель или пурга и теперь все деревья стоят в снегу» - Даша З., рассматривая репродукцию картины В.З. Зарянова «Байкал. Прибой» Диана Б. заметила: «Когда смотришь на эту картину то кажется, что там сильный ветер, потому что волны большие и они бьются о берег» и др.).

Признаками творческого отношения к рисованию мы считали: активный интерес к поставленной задаче, к процессу выполнения рисунка и его результату – рисунку; самостоятельность, инициативу, целенаправленность в выполнении поставленной задачи, упорство в преодолении трудностей. («Я сначала хотел нарисовать озеро, но у меня оно получилось совсем маленькое и не похожее на озеро Байкал. Ведь оно большое. Но потом я дорисовал несколько деревьев и у меня получился лес. А озеро стало лужей. Я назвал картину «В лесу после дождя» - Влад Г.).

Наблюдение процесса рисования проводилось в условиях предоставления детям свободы действия; предоставления детям возможности наблюдать изображаемые предметы и образы (небо, деревья, цветы, реку и т.д.).
продолжение
--PAGE_BREAK--

Цель: формирование представлений о процессах восприятия и понимания при чтении художественной литературы.

Задачи:

1. Раскрыть содержание основных понятий темы.

2. Охарактеризовать особенности художественной литературы как вида искусства.

3. Дать характеристику стадий восприятия художественной литературы.

Основное содержание :

В психологии под восприятием понимают психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств . Восприятие в процессе чтения – одна из психических функций, определяющая сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой через зрительные рецепторы глаз. В процессе чтения у человека одновременно с восприятием и преобразованием письменного текста в образы задействованы и другие психические процессы – понимание, мышление, воображение, память, эмоции воля и другие. Процесс восприятия сопровождает процесс понимания.

Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат .

Понимание это результат мыслительной деятельности человека. Условием понимания является накопленный запас знаний, жизненный опыт, мыслительные операции - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация и другие. Понимание – это психический процесс включения воспринятой информации о чем-либо в прежний опыт человека, в усвоенные ранее знания, и постижение на этой основе смысла и значения содержания воздействия. Особенностью понимания является его обусловленность умственными стереотипами, прежним опытом, уровнем предшествующего знания. Понимание это сфера интеллекта человека, оно опирается на индивидуальный опыт, запечатленные в памяти нормы и ценности, образцы поведения. Реализуется понимание главным образом через язык и речь, через действия и поступки человека.

Роль чтения художественной литературы в культурной жизни людей была значимой во все времена. Как вид искусства художественная литература возникла на почве мифологии и устного поэтического творчества в Древней Греции и Древнем Риме в I в. до н.э. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, социально – культурные ценности. Особенно значима роль художественной литературы как средства познания мира человеческих отношений и в этом смысле она для читающего человека является источником образования и воспитания. Своеобразие влияния художественной литературы на людей определяется ее основной особенностью – тем, что она является художественным обобщенным изображением жизни. Ее воздействие сходно в известной мере с воздействием реальной действительности, но в то же время существенным образом отличается от нее. В результате непосредственного взаимодействия с действительностью, затрагивающей мировоззрение человека, его потребности, личные установки и вкусы, формируется личность, ее собственный, выстраданный опыт. Непосредственно и реально взаимодействовать и изображением невозможно, читатель ничего не может в нем изменить, и изображенное писателем непосредственно не изменяет жизнь читателя. Поэтому непосредственное переживание читателем событий произведения относится им не к самому изображаемому, а к тому, что изображается, к изображенной действительности. Именно поэтому содержание произведения, вызванные им чувства, могут быть усвоены личностью читателя. Образы произведения не только отражают действительность, но и выражают обобщенный опыт писателя, его понимание жизни, ее эстетическую оценку. Из всего многообразия своего опыта писатель выражает то, что представляет общественный интерес, что может затрагивать других людей. Только при этом условии произведение будет читаться другими людьми. Заметим, что художественные образы воссоздаются читателем при чтении на основе собственного пережитого опыта. Если такого опыта у читателя нет, или его недостаточно, то именно благодаря воображению читатель получает первый опыт постижения действительности, быть может, пока не точный, но свой, первый и очень яркий. Поэтому художественное изображение затрагивает личность читателя, вызывает очень сильные чувства. Заметим, что чувства, возникающие у читателя в процессе чтения художественной литературы, носят обобщенный, теоретический характер и, оставаясь глубоко личными, они возвышаются до общечеловеческих. Вместе с тем переживаемые чувства читателем при чтении освобождены, очищены от всего мелкого, случайного, ситуационного, как это случается в реальной жизни, часто сопровождаются эмоциональным подъемом и просветленностью переживаний.

Художественная литература, как и другие виды искусства, есть особая область эстетического. Культурный феномен эстетического обладает двумя особенностями: выразительностью и наличием оценки. Выразительность достигается через предмет, передающий определенное духовное содержание. В художественном литературном произведении это его персонажи, события их жизни, сюжетная линия, используемый автором произведения язык.

Оценка всегда присутствует в любом познавательном акте, в том числе и при чтении художественной литературы. В художественном литературном произведении все его элементы подчинены выражению определенного содержания, и все они носят выразительный и образный характер. Художественное произведение оценивается читателем по выражаемому им содержанию и по совершенству формы выражения. Оценка произведения носит субъективный характер и во многом зависит от особенностей восприятия, уровня читательского развития, читательского опыта, художественного вкуса и других факторов.

Восприятие художественной литературы целостно и в то же время чрезвычайно сложно. Обычно оно протекает непосредственно и только в затруднительных случаях становятся осознанными те или иные операции воображения или умственного действия. В процессе восприятия различаются следующие стороны:

Непосредственное восприятие произведения (воссоздание его образов и их переживание);

Понимание идейного содержания;

Эстетические оценки;

Влияние литературы на людей как последствие восприятия произведений.

Все эти стороны взаимосвязаны, но в то же время их механизмы отличаются друг от друга. Так, понимание идейного содержания зависит от воссоздания образов произведения, но механизмы этих процессов противоположны. Весь процесс восприятия литературных произведений на всех его этапах носит эстетический, оценочный характер, однако механизм эстетической оценки имеет специфические особенности. Влияние художественной литературы на людей – результат всех упомянутых процессов, но, кроме того, оно определяется еще и другими факторами.

В процессе восприятия художественной литературы различаются три стадии. Первая стадия – непосредственное восприятие произведения, то есть воссоздание и переживание образов произведения. На этой стадии ведущим оказывается процесс воображения. Если воображение читателя не развито, или в силу особенностей типа личности практически отсутствует, то восприятие художественного текста будет неполноценным. Следует заметить, что при чтении художественного произведения процессы воображения и мышления тесно взаимосвязаны, однако мыслительные процессы должны быть подчинены процессу воссоздания образов произведения и, не подавлять эмоциональности восприятия произведения. Заметим, что слова текста имеют понятийное значение и образное содержание. Автор художественного произведения так подбирает слова, чтобы в воображении читателя реализовалось образное содержание слов. Если же читатель опирается на понятийную сторону речи, то его восприятие перестает быть художественным. Оно становится интеллектуальным и ущербным с позиций эстетических критериев. Мыслительные процессы (понимание) сопровождают чтение художественной литературы для того, чтобы понять идейное содержание, замысел автора, его отношение к героям произведения.

Вторая стадия – понимание идейного содержания. Полное понимание идеи возможно лишь по прочтении всего произведения в целом. На этой стадии восприятия ведущим становится процесс мышления, но поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито при чтении, эмоциональное отношение к тексту углубляется.

Третья стадия восприятия литературы – влияние художественного произведения на личность читателя. Таким образом, в процессе чтения художественного произведения читатель должен преодолеть три его слоя: слой языка, слой фактов и слой идей. Погружение в текст требует от читателя развитых читательских навыков и умений, высокого уровня культуры чтения.

Таким образом, восприятие и понимание художественной литературы проходит при чтении три стадии. Оно начинается с непосредственного восприятия читателем изображенной писателем действительности и воссоздания образов. Процесс восприятия художественного литературного произведения сопряжен с мышлением читателя его и сопровождается эмоциональными переживаниями. По мере погружения в язык и стиль произведения у читателя уточняются образы, углубляется понимание описываемых событий и читатель готов к пониманию идейного содержания. Глубина восприятия художественного литературного произведения и влияние чтения художественной литературы на личность обеспечивается уровнем читательского развития, опытом чтения, благоприятной ситуацией, складывающейся в процессе чтения, отсутствием различного рода помех и других объективных и субъективных факторов, сопровождающих процесс чтения.