Что известно о прошлом. Все ли известно о прошлом планеты

Все, что содержит в себе информацию о минувшей жизни человека, называется историческими источниками. Это очень точное понятие. Из источников, как известно, текут ручьи и речки, образуются реки и озера. Из исторических источников текут реки знаний, но из маленьких источников - только небольшие ручейки знаний. Сливаясь друг с другом, они образуют поток, черпая из которого, мы, естественно, обнаружим в нем только то, что ему дали образовавшие его источники.

Самый крупный источник знаний о русском средневековье - летопись, а для истории Новгорода - Новгородские летописи. Древнейшая из дошедших до пас написана в XIII-XIV вв., но она повествует и о более ранней эпохе. Источники самой летописи разнообразны. Ее составители пользовались записями своих предшественников, но не пренебрегали и легендами. Рассказывая о временах им близких, летописцы бывали точны, а повествуя о той старине, которая была седой и для них, целиком зависели от точности или неточности использованных ими материалов. Иными словами, летописный рассказ требует постоянной проверки. Такую проверку возможно « делать, сравнивая между собой рассказы разных летописей об одном и том же событии. Если эти I тссказы совпадают, по-видимому, им можно верить. По ведь бывает и так, что разные летописцы пользуются одним общим источником, лишь пересказывая его всякий раз своими словами. При таком допущении проверить правильность летописного сообщения можно, лишь обратившись уже не к летописи, а к другому источнику, существовавшему самостоятельно, совершенно независимо от летописи. Чаще всего исследователи умеют находить доказательства правильности или неправильности летописного сообщения. Однако у летописей имеется и другой существенный недостаток.

Разумеется, летописи вмещают колоссальное количество необходимых историку сведений. Если бы мы не знали летописей, у нас вообще не было бы сколько-нибудь систематических знаний истории русского средневековья. Но летопись содержит далеко не все, что нужно знать современному историку в первую очередь. Летописец всегда тяготел к необычному. Он стремился писать о том, что выходило за рамки.повседневности. Его интересовали поенные походы и победы, объявления войны и заключения мира, избрание и изгнание князей, смена епископов, строительство церквей. Он охотно рассказывал о поражающих его воображение солнечных и лунных затмениях, появлении комет и падении метеоритов. Своим трагическим пером он живописал страшные эпидемии и массовые голодные смерти от неурожаев. Но он не записывал то, что казалось ему общеизвестным. Зачем говорить о вещах, хорошо известных отцу, деду и прадеду? Медленные процессы общественного развития, которые становятся видны на значительном удалении, ускользали от его внимания потому, что вблизи явления, развивающиеся неспешно, представляются неподвижными. Когда нужно было сказать о том, что его современникам было общеизвестно, летописец ссылался на «старину и пошлину», т. е. на то, как было раньше или же было всегда. Вот пример такой ссылки на старину.

В Новгороде князья не наследовали свою власть от отца, а приглашались по вечевому решению. Между новым князем и республиканским Новгородом всякий раз заключался договор, в котором точно оговаривалось, что князь имеет право делать, а чего не имеет, поскольку, в отличие от других городов, в Новгороде он не был центральной фигурой власти. Такие договоры частично дошли до нас, но самый ранний относится только к середине XIII в. Казалось бы, прочитав подобный договор, легко определить место князя в системе управления Новгородом, но историки до сих пор по-разному определяют это место. И только потому, что самое главное в договорах скрыто понятной для современников, но туманной для нас формулой: «Целуй, княже, крест на чем отец твой целовал и дед и прадед», т. е. «Клянись, что ты будешь княжить на тех лее условиях, что твои предки». Сами эти условия в договорах не. повторялись. Они тогда были общеизвестны и назывались «Правдой Ярослава». Но возникли-то они в первой половине XI в., когда систематического летописания еще не было, а в летопись проникло только известие том, что в награду за помощь на войне Ярослав Мудрый дал новгородцам «Правду и Устав», т. е. закон, в котором князь вынужден был поступиться своей власти в пользу новгородского боярства. В чем конкретно состояло это ограничение власти, летописец так и не счел нужным рассказать

Сообщая о голодных годах, летописец называет, например, высокие цены на хлеб, но какими были эти цены в обычных условиях, мы из летописи не узнаем. Материальные богатства Новгорода из века в век создавались крестьянами и ремесленниками, но в летописи нет сведений о том, как крестьянин пользовался землей, в каких отношениях он находился с землевладельцем, как развивались технические на-1Н.1.КИ ремесленников, откуда они брали сырье для своих изделий, как они продавали их, каким был их заработок. Упоминая множество боярских имен, летописец не дает представления о величине земельных владений бояр. Более того, еще недавно историки, хорошо знавшие летопись, считали, что бояре и купцы - одно и то же.

Новгород прославлен многими сохранившимися до сегодняшнего дня шедеврами архитектуры и живописи, сделавшими его местом паломничества туристов буквально изо всех стран мира. Но из летописи знаем только, что собор Юрьева монастыря в ц. г тле XII в. был построен мастером Петром, а фрески конца XIV в. в церкви Спаса на Ильине улице написаны великим художником Феофаном Греком. Имена творцов других прекрасных зданий, фресок и икон не запечатлены летописцем. Можно было бы конечно приводить подобные примеры, говорящие о том, что современный историк, стремящийся представить себе по возможности полную картину прошлого, слишком многого не найдет в летописи.

Если летопись при всех ее умолчаниях остается рекой знаний, то другие источники, сливающиеся с ней, можно уподобить небольшим речкам и ручьям. Они несут в себе чаще всего чистую, незамутненную воду, будучи по существу первоисточниками знания, но знания, всякий раз предельно ограниченного самими особенностями источника.

Возьмем в качестве примера писцовые книги. В конце XV в., вскоре после присоединения Новгорода к Москве, московский "великий князь Иван III, чтобы окончательно ликвидировать стремление новгородцев к независимости, переселил всех крупных местных землевладельцев в московские города, а их земли отдал переселенным в Новгород москвичам. После этого были составлены писцовые книги, в которых переписаны все новгородские сельскохозяйственные угодья с указанием и новых и старых их владельцев, с цифрами доходности и определением налога с каждого владения в пользу великого князя. Эти книги дошли до нас, но, к сожалению, не в полном виде. Очевидна колоссальная ценность этого источника, по которому можно изучить всю систему землевладения и землепользования, а также самый состав землевладельцев - от богатейших бояр до земцев, собственноручно пахавших свои участки или убиравших с них сено. По писцовым книгам можно даже подсчитать численность деревенского населения в разных районах Новгородской земли и составить детальнейшую карту ее населенных пунктов, подавляющее большинство которых состояло из одного или двух дворов. Все эти сведения, взятые когда-то на месте, а не из вторых рук, прекрасно дополнят летопись, но коснутся только узкого периода конца XV в;

Особый источник составляют акты - официальные грамоты, исходящие от верховной власти или ее органов или утвержденные ими. К их числу относится государственные договоры Новгорода с русскими князьями и иноземными государствами, некоторые вечевые решения, а также документы, утверждающие куплю и продажу, передачу в дар или и наследство крупной собственности. До нас дошли и подлинные акты, и - чаще - копии с них, сделанные в XVI-XVII вв. Но сохранившиеся документы составляют ничтожную долю процента по сравнению с тем, сколько их существовало в древности. От X и XI столетий нет ни одного такого акта, от ХЦ в. их известно всего лишь восемь (из них только два подлинных). С каждым следующим столетием число актов увеличивается, однако остается бесконечно малым. Многие тысячи актов, хранившихся в домах горожан, истреблены частыми в деревянном городе пожарами, а те, которые хранились в государственных архивах, погибли вместе с архивами.

В Новгороде, в частности, громадный архив официальных документов существовал с конца XI до XVI в. в княжеской резиденции на Городище. Вероятно, в опричнину Ивана Грозного архив был ликвидирован, а хранившиеся в нем документы выброшены в cнег. Документы сгнили. Потом, уже в конце XVHI в. на этом месте был вырыт канал, и земля из него образовала насыпи по его берегам. Но от архива в этих насыпях остались многочисленные свинцовые печати, только малая часть которых собрана и собирается каждый год после разлива Волхова или после сильных дождей на прибрежных отмелях, а большинство смыто паводками на илистое дно реки. Но даже то, что случайно уцелело, дает возможность сделать интересные сопоставления. Если нам известно лишь восемь актов древнейшего (до середины XIII в.) периода, то печатей того же времени только на Городище найдено уже свыше 700. А сколько не найдено? Случайные обстоятельства сохранили случайное число актов, отразивших разные по своим масштабам разрозненные события прошлого. Каждый сохранившийся акт - историческая драгоценность, рассматривая которую мы соприкасаемся с подлинной частицей ушедшей действительности, но частица всегда остается частицей. Выше уже был приведен пример, как важнейшее для историка содержание акта может быть скрыто ссылками на установившийся обычай, известный всем прежде, но не известный нам теперь.

Официальные документы всегда писались по установленной форме. Изменение привычной формы связывается с переменами политической обстановки, с важными шагами общественного развития, но, если летопись этих шагов не отметила, а сохранившиеся акты разделены большими промежутками времени, как обнаружить дату таких перемен? Древнейший дошедший до нас договор Новгорода с князем датируется 1264 г. В нем, в частности, говорится о том, что князь не имеет права владеть землей на большей части новгородских владений, где бояре ревниво оберегали свои земельные богатства. К 1137 г. относится другой документ - грамота новгородского князя Святослава Ольговича, из которой видно, что при этом князе подобного ограничения еще не существовало. Между 1137 и 1264 гг. прошло свыше столетия, но к какому году относится установление отмеченного ограничения, продержавшегося до конца новгородской независимости, и результатом каких событий оно явилось, пока установить не удается: не сохранилось ни одного полезного для таких наблюдений документа второй половины XII и первой половины XIII в.

Факты исторической действительности отражались в литературных произведениях прошлого, и, тщательно отделяя их от вымысла, можно дополнить летописный рассказ живыми красками бытовых зарисовок, которые можно найти, например, в церковных житиях. Эти рассказы повествуют о людях, причисленных церковью к лику святых за их особую роль в укреплении христианской религии. Однако в большинстве случаев жития оставлялись не раньше XVI в. и их авторы живописуют не прошлое, а лишь свое представление о нем.

Ценнейшим источником знания являются своды шпонов Древней Руси, начиная с «Русской правды». 11< -следование этих сводов дает очень много для понимания классовых взаимоотношений и истории русского права, а сравнение древнейших кодексов с памятниками более позднего времени, например XV в., позволяет наблюдать самый процесс общественного развития, в том числе и возникновение новых групп зависимого от феодалов населения. Пои этот источник, существенно дополняющий летописи, показывает былую действительность только под определенным углом зрения и далеко не полно.

Все эти и некоторые другие источники постепенно с опирались и сопоставлялись историками начиная с: VIII в. Они позволили установить многие факты и обстоятельства новгородской истории, но даже взятые вместе эти источники не дают ответа на сотни крупных и мелких вопросов, волновавших исследователей.



Прошлое

Про́шлое

сущ. , с. , употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? про́шлого , чему? про́шлому , (вижу) что? про́шлого , чем? про́шлым , о чём? о про́шлом

1. Говоря о прошлом , вы подразумеваете уже законченный этап вашей жизни или человеческой истории.

Старики с гордостью вспоминают своё славное прошлое.

2. Если вы говорите, что у кого-то всё в прошлом , вы подразумеваете, что все основные события в жизни этого человека уже произошли и будущее не сулит ему ничего нового.

Я всегда считал, что любовь для меня навсегда в прошлом.

3. Если вы говорите, что прошлого не воротишь , вы сожалеете, что невозможно вернуться в уже закончившийся отрезок вашей жизни, чтобы снова пережить какое-либо приятное событие или исправить допущенную ошибку.

Мне не следовало доверяться его суждению, но прошлого не воротишь!

4. Говоря, что некое событие, явление и т. п. кануло, отошло, ушло и т. п. в прошлое , вы подразумеваете, что это уже потеряло актуальность, забылось.

Действительные события той ночи давно уже отошли в прошлое.

5. Называя кого-либо человеком с прошлым , вы подразумеваете, что этот прежде человек вёл богатый событиями, возможно, предосудительный образ жизни.

Надежда Дмитриевна? О, это женщина с богатым прошлым!

6. Говоря, что собираетесь покончить с прошлым , вы подразумеваете, что намерены кардинальным образом изменить свой образ жизни.

Раскаявшийся преступник поклялся покончить с прошлым и больше не воровать.

7. Если вы говорите Кто прошлое помянет, тому глаз вон , вы призываете кого-либо забыть какие-либо существовавшие прежде обиды или заявляете, что вы сами так поступили.

8. Говоря о ком-то, что он был кем-либо, каким-либо в прошлом , вы подразумеваете, что этот человек когда-то соответствовал данному вами описанию, но уже утратил это качество.

Отец, в прошлом известный футболист, теперь работал в школе учителем физкультуры.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "прошлое" в других словарях:

    Чужая страна, там все по другому. Лесли Хартли Прошлое это будущее, с которым мы разминулись в пути. Веслав Малицкий Прошлое родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби … Сводная энциклопедия афоризмов

    Прошлое - Прошлое ♦ Passé То, что было и чего больше нет. Прошлое всегда остается вечно истинным (даже Бог, указывает Декарт, не может сделать бывшее небывшим), однако оно лишено потенции и не является актом. Это истина, которая перестала быть… … Философский словарь Спонвиля

    Вчера, вчерашний день; быль, минувшее, старина, адамовы времена, прошедшее, давние времена, житие, далекое прошлое, седая древность, прежние времена, былые времена, история, древность, биография, пережитое, прежнее, адамовы веки, было и быльем… … Словарь синонимов

    прошлое - ПРОШЛОЕ, вчера, былое, минувшее, прежнее, прожитое, прошедшее, старое, устар. быль ПРОШЛЫЙ, бывший, былой, минувший, прежний, прошедший, старый, книжн. истекший … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ПРОШЛЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (bygones) Прошлые события, не влияющие на текущий процесс рационального принятия решений. Для фирмы прошлым являются издержки истекшего периода (sunk costs) и операционные прибыли и убытки прошлых периодов, однако лишь в той мере, в какой они не… … Экономический словарь

    прошлое - прошлое, былое, минувшее Стр. 0896 Стр. 0897 Стр. 0898 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Прошлое (значения). Прошлое часть линии времени, состоящая из событий, которые уже произошли; противоположно будущему; противопоставлено настоящему. Прошлое объект таких дисциплин, как … Википедия

    прошлое - Уважение к прошлому вот черта, отделяющая образованность от дикости. (А. С. Пушкин) Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. (Д. Сантаяна) Забудь о прошлом, наживем другое... Жизнь не те дни, что прошли … Оригинальная словарная подборка афоризмов

    прошлое - ворошить прошлое повтор, анализ вспоминать прошлое повтор, знание забыть прошлое прерывание, знание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Прошлое - чужая страна , Лоуэнталь Дэвид , Прошлое сохраняет свой статус реальности лишь до тех пор, пока связано с настоящим живыми нитями, а потому мы неизбежно испытываем на себе его давление. Автор умелои интересно на… Категория: История и теория искусств Издатель: Владимир Даль, Русский Остров , Производитель:

Без нашего прошлого у нас нет будущего - об этом говорило огромное количество великих мыслителей, полководцев и государственных деятелей всего мира. Самым ярким примером приверженца такой позиции можно назвать который настаивал на необходимости изучения истории как одной из важнейших наук.

Еще древние греки выделяли учение о прошлом как одно из главнейших в жизни государства, каждого человека и человечества в целом.

Увековеченные в сказаниях

Как люди узнавали о прошлом? Вопрос, казалось бы, банальный на первый взгляд. Однако если задуматься, ответ на него оказывается достаточно сложным. Прежде всего, конечно, на ум приходит память поколений. С тех самых пор, как человек выделил себя из окружающего мира, избавился от синкретического мышления, начался отсчет периода изустной, знаковой передачи информации и опыта потомкам.

Для того чтобы узнать, как люди узнавали о прошлом, не нужно изучать специальную литературу и просматривать огромное количество документальных фильмов. Достаточно обратить внимание на современное общество под углом взаимодействия поколений.

Практически во всех странах мира распространена практика передачи информации от старшего поколения младшему посредством устных рассказов, сказок и других фольклорных форм. Примерно та же ситуация имела место в древности - посредством обрядов, обычаев и сохраняемых традиций сведения об укладе жизни, мироустройстве, быте передавались потомках и дошли таким образом до наших дней.

Разные эпохи

То, как люди узнавали о прошлом раньше, в значительной мере отличается от методов, доступных человечеству, существующему на данный момент. Важнейшую роль в этом отношении имеет вовсе не уровень развития технологий, и не база знаний, имеющихся на данный момент, а само мироощущение.

Реальный мир до определенных пор был менее отличим от мира духов, к которому можно было обратиться посредством проведения ритуала или простой молитвы. Во многом именно благодаря такого рода практикам определялась судьба человечества, существовавшего до настоящего момента времени.

Часто в качестве некоего связного срединного звена использовались определенные растения или тотемные животные, при помощи которых шаманы, ведуны или, к примеру, жрецы, обращались к предшественникам, находящимся в соседнем пространстве, мире мертвых. Вот как люди узнавали о прошлом до начала эпохи интереса к непосредственной истории. В некоторых культурах такие традиции соблюдаются до сих пор, однако с развитием цивилизации их становится все меньше.

Что было, что будет

По сути, как люди узнают о прошлом в современном мире? Конечно, помимо уже названной памяти поколений есть и ряд других источников, к которым активно обращается человечество в этом вопросе. Прежде всего, это памятники письменности, сохранившиеся до сих пор, и литература в целом.

Несмотря на очевидное тяготение к художественности, любое произведение так или иначе является зеркалом своей эпохи, не говоря уже о так называемых специализированных списках вроде летописей или молений.

Рассказывая о том, как люди узнают о прошлом, нельзя, конечно не назвать такое явление в как Библия, Коран и прочие произведения такого рода. С одной стороны, о тяготении их к научности не может быть и речи, а с другой - для огромного процента населения сведения, представленные в писаниях, являются неоспоримой истиной.

Память вещей

С течением времени, развитием мысли, человек попросту не мог не задаться вопросом: "Как узнать историю прошлого?" Постепенно, начав с малого, он пришел к необходимости изучения имеющихся на данный момент артефактов, предметов быта, одежды и других вещей, в которых еще сохранился до наших дней дух времени.

Запасы того, что имелось в свободном доступе (а мы не будем забывать о переходящих из поколения в поколение благодаря монархическому укладу), иссякли, человечество было вынуждено расширить границы поиска. Так начались первые исследования пещер, в которых впоследствии были обнаружены рисунки эпохи палеолита, а затем интерес к прошлому стал настолько велик, что археологи перешли к полноценным раскопкам.

Что стало предметом исследования

По большому счету, о жизни и быте предков может рассказать какая угодно деталь, относящаяся к той или иной эпохе. Так что для ответа на вопрос о том, как люди узнают о прошлом, схема действий довольно проста - проявляя внимание к деталям. Предметом научного интереса может быть все что угодно, начиная от обломка заколки для волос, заканчивая окаменелостями, найденными случайно в глубинных слоях земной коры при бурении какой-нибудь скважины.

В зависимости от специфики предмета, можно определить самые разнообразные вещи. Например, изучение скифских курганов позволяет с точностью определить особенности организации их общества, отношения между высшими и низшими его представителями. Исследование же скифского золота или осколков посуды, относящихся к эпохе трипольской культуры, дает понимание картины мира, верований и философских убеждений, если это можно назвать таким образом.

Человек внутри человечества

Безусловно, наибольший интерес представляет для историков в целом и археологов в частности динамика развития человечества в целом, однако нередки случаи интереса к конкретной личности. В качестве примера можно привести писателей, актеров, предводителей или правителей.

Как узнать прошлое человека в этом случае? Прежде всего, необходимо изучить все документальные сведения о нем и вещах, ему принадлежавших. Это позволит составить первоначальную, общую характеристику личности, сформирует так называемый ее остов. Дополнительно следует обратиться к воспоминаниям очевидцев, людей, с которыми изучаемая фигура состояла в переписке или тесном сообщении. Многие из таких людей к тому же вели личные дневники. К примеру, большая часть эстетических и этических соображений Л. Н. Толстого так или иначе связана именно с его дневником, который он прятал при жизни даже от собственной жены.

Жизнь до и после

Наконец, следует отметить большой интерес к прошлому в духовном плане, наблюдаемый в современном обществе. Огромное количество религий, культур и субкультур имеют в своем распоряжении представление о реинкарнации, к которому и обращаются в этом вопросе.

Практически каждая гадалка сегодня знает, как узнать прошлые жизни человека. Для этого используются карты, магические шары, кристаллы, обереги и даже погружение человека в транс. Конечно, о какой-либо степени научности в данном случае говорить не приходится, однако сама концепция прохождения пути в несколько жизней кажется интересной и манящей не одному миллиону человек.

Экология жизни. Психология: Человек заключен в трех временных категориях бытия: прошлом, настоящем и будущем. Как ни странно, именно прошлое является основой нашей жизни.

Что такое прошлое для нас и можно ли в нем заблудиться? В чем притягательность и опасность воспоминаний?

Человек заключен в трех временных категориях бытия: прошлом, настоящем и будущем. Как ни странно, именно прошлое является основой нашей жизни. Мы не в силах остановить время, текущее в реальности, поэтому наше настоящее уже является прошлым. Каждая секунда времени, которую мы наблюдаем, уже прошла. В этом заключается парадокс человеческого существования. В экзистенциальной философии «настоящее» иногда отождествляется с чистым «Ничто».

Настоящее – мгновение, которое невозможно остановить. Единственная возможность зафиксировать настоящее – сфотографировать его. Фотография есть остановленная реальность прошлого. Сам запечатленный момент уже не существует, есть лишь его отражение.

Прошлого нет, но оно есть

Прошлое уже прошло - в этом неоспоримое преимущество других временных категорий бытия. Настоящего уже нет, но есть его ощущение, нахождение в текущем моменте, и это можно осязать. В отличие от настоящего прошлое может постигаться только трансцендентальным методом.

Будущего еще нет, оно существует, пока мы о нем думаем. Мы стараемся моделировать грядущее исходя из опыта, желаний, мечтаний. Так мы планируем жизнь, никогда точно не зная, что нас на самом деле ждет. По факту будущее недостижимо, ибо когда приходит время будущего, оно становится настоящим и, следовательно, прошлым. Так, если глубоко углубляться в философствование, выйдет, что мы все существуем лишь в прошлом, в котором и осознаем себя в прошлом.

«Время подобно ребёнку, ведомому за руку: смотрит назад…» Хулио Кортасар

Время - удивительная вещь, непознаваемая в своей сути. Каждому дан свой отрезок времени и свои пути жизни. Чем дольше мы живем, тем больше у нас прошлого, оно заполняет нас, словно вода пустой сосуд. Удивительное свойство прошлого в том, что оно, будучи изначально неизменным, постоянно претерпевает метаморфозы в нашем сознании. Психофизическое состояние человека всегда разное, следовательно, разное и восприятие воспоминаний. Как известно, с возрастом многое воспринимается по-другому, мы начинаем видеть новые смыслы былого. Так, год за годом наше будущее, растворяясь в настоящем, превращается в прошлое.

Изменчивость восприятия прошедшего относится и к общей человеческой истории, отдельные главы которой являются поводом для бесконечных дискуссий. Известно также и то, что история может перекраиваться в угоду политическому строю, что, безусловно, не должно допускаться.

Прошлое может стать убежищем

Некоторые люди живут прошлым. Это могут быть былые события, отношения, чувства, теплота общения – все что угодно. В тех прошедших временах человеку было хорошо, и он постоянно пытается погрузиться в дорогие сердцу воспоминания, не принимая непреодолимость реальности. Такое положение вещей спасает на какое-то время, но связь с реальным миром теряется. Чтобы существовало предположительное будущее, следует отпускать прошлое, каким бы трудным это ни казалось.

Говоря о прошлом, нельзя обойти стороной детство. Известно, что основные качества личности закладываются в период формирования. Несчастное детство – это трагедия, которая остается с человеком на всю жизнь, воплощаясь в различные комплексы и фобии. Детские воспоминания так важны потому, что они никогда не могут быть повторены даже отдаленно. После того как человек повзрослел, он не изменяется кардинально, суть его всегда одна и та же; прибавляются лишь опыт и морщины.

Все же, как правило, воспоминания о детстве радуют нас. Дело в том, что детская картина мира отличается от взрослой. В ней нет высокой степени осмысления происходящего: осознание происходит без опытных знаний, связанных с устройством мира. Ребенка интересует лишь текущая реальность, в которой хорошо, тепло, сытно и весело. Его не тревожат глобальные катастрофы, смерть, повышение цен, ложь и прочие атрибуты взрослой жизни. В детстве мы наслаждаемся жизнью в чистом виде.

Со временем детские трудности и переживания уже не кажутся нам столь значительными просто потому, что они были заключены в детстве. Ребенка делают счастливым простые вещи, так как он находится в «детской» действительности со своими законами, установленными взрослыми. Ребенок воспринимает окружающий мир только таким, каким он его видит и чувствует. Когда человек взрослеет, он понимает, как счастлив был в детстве.

Прошлое может сводить с ума

Прошлое убийцы. Прошлое предателя. Прошлое проститутки. Прошлое женщины, сделавшей аборт. В каждом из нас живут поступки или события, которые хотелось бы исправить или забыть. Но изменить то, что уже случилось невозможно, и беспокоиться по этому поводу бессмысленно. К сожалению, знание о факте бессмысленности чего-либо не всегда спасает от занятий этой самой бессмысленностью – таково сложное устройство человеческой натуры, которая склонна, в том числе и к саморазрушению.

Нередко мы возвращаемся в свое прошлое, блуждаем в нем. Моделируем прошедшие ситуации по-разному: «если бы ты поступил не так, как поступил, что бы тогда было?» Но проблема в том, что мысленно возвращаясь в былые события, мы являемся не такими, какими были тогда. Если бы мы поступили как-то иначе, то и вся последующая жизнь сложилась бы по-другому. Особенно трудно отдавать себе отчет в том, что можно было избежать трагической ошибки. В связи с этим нужно всегда помнить, что жизнь не отматывается назад, как кино. Каждое решение должно быть взвешенным. Есть ситуации, в которых нет времени на раздумья, и часто именно они являются переломными.

К прошлому можно ревновать. Можно заблудиться в чужом прошлом, как в черном лабиринте, и никогда не найти выход. Можно погрязнуть в рефлексии так, что текущая реальность станет невыносима. Прошлое определяет ценность отношений: чем больше у людей совместного прошлого, тем ближе они друг другу. Без прошлого мы не можем знать себя, оно проявляется в нашем характере, поступках, работе и творчестве. Мы храним и несем в себе прошлое наших предков, которое заключено в генах.

Стоит ли жалеть о прошлом? Скорее нет. Потому что время невозможно повернуть вспять. Но следует помнить об ошибках хотя бы для того, чтобы никогда не повторять их в настоящем. Плохие воспоминания отравляют жизнь. К счастью, память человека устроена так, что все негативное забывается. Таким методом наша психика скрывается от стресса.

У всех случаются трагические потери, оставляющие неизбывные рубцы. Рано или поздно человек успокаивается даже в горе. Люди, с которыми мы были рядом, в конце концов, уходят, продолжая существовать в наших отрывочных воспоминаниях. Когда-нибудь каждый из нас станет частью чьего-то прошлого. опубликовано

Говорят, что история цикличная и все постепенно повторяется по кругу. Поэтому то, что было до нас, всегда интересовало человеческие умы. Как выглядели люди? Чем они занимались? Что одевали и что думали о будущем? Постепенно выработался ряд методов, помогающих узнать о прошлом человечества.

Рассказы старших поколений

Наверняка, ваши бабушки, дедушки и родители рассказывали о своей жизни. И в этих историях было не только описания их молодости, но и некая информация об исторических событиях того времени, условиях жизни, исторических личностей. В зависимости от условий и времени жизни, рассказы старших людей отличаются друг от друга. Более того, они связаны с личными ощущениями и переживаниями, поэтому не могут быть объективными. Тем не менее, это один из способов получения информации о прошлом. К примеру, об условиях жизни в концлагерях узнавали в основном из слов заключенных.

Устное народное творчество

Этот способ узнать что-то о прошлом вытекает из предыдущего. К устному народному творчеству, или фольклору, относятся народные песни, пословицы, баллады, сказки и все, что не имеет определенного автора. Конечно, точных исторических дат и хронологии событий в народной песне найти невозможно. Однако, из можно много узнать о жизни народа: традициях, обрядах, веровании, восприятии мира, некоторых важных событиях (примером служат исторические песни о Петре I).


Археологические расследования

Наука, которая занимается исследованием прошлого, называется археология.

С давних времен люди пытались записывать важные события из своей жизни, о чем говорят наскальная живопись, египетское письмо, летописи и прочие записи. Ученым остается только расшифровать написанное и сопоставить полученную информацию с теми знаниями, что уже имеются.

К тому же, все, что сделано человеком, никуда не пропадает. Иногда умышленно, иногда совершенно случайно люди находят вещи, которые были сделаны столетия тому. А многие артефакты даже не нужно искать, они у нас перед носом: так, казалось бы, обычное здание тоже привлекает внимание ученых и подлежит изучению.


В книгах и фильмах работа археологов изображается достаточно романтичной: катаешься по миру, ищешь старые вещи и делаешь мировые открытия. В реальной жизни все выглядит немного иначе и разнообразней.

Археологические расследования можно разделить на две большие группы:

  • теоретическая работа;
  • полевая археология.

К теоретической работе относится работа с документами и артефактами. Это и изучение текстов, дешифровка языков, сопоставление фактов и событий.

Полевая археология – то, что часто показывают в фильмах: археологические разведки и раскопки.

Так как изучение истории – непростое дело, в котором учитываются буквально все детали, различают много видов археологических работ, которые занимаются только одной «частью истории». К примеру, египтология – археология, которая занимается историей давнего Египта.


Художественная литература

Еще один способ ознакомиться с историей наших предков – из художественной литературы. Так же, как и народное творчество, они не дают полной информации о прошлом, но могут многое рассказать об исторических событиях и быте конкретного народа. Художественная литература, так сказать, дополняет работу археологов.


Если же говорить о лингвистическом анализе художественных текстов, то они могут многое рассказать о прошлом. Так, можно проанализировать, когда примерно появилось некоторое слово для обозначения объектов и сделать выводы, когда эти предметы появились в жизни людей.