Что такое эмоциональная незрелость. К чему приводит эмоциональная незрелость? Не умеют распоряжаться деньгами

Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления (Allport, 1961). Олпорт видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Эмоциональная зрелость.

Шесть черт психологически зрелого человека по Гордону Олпорту:

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.

Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлечённости. По Олпорту, любовь к себе – это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям.

Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект тёплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания.

Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают её искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290). Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.

Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективацией». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется чёткое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, – это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Зрелые люди способны видеть целостную картину, благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь – по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни даёт поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придаёт значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Альберт Эллис и сторонники рационально-эмоционально-когнитивного направления в психологии (РЭПТ, рационально-эмоционально-поведенческая терапия) так же выделили признаки эмоциональной зрелости.

признаков эмоциональной зрелости по Альберту Эллису

1. Счастье как цель жизни.

Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

2. Долговременный гедонизм .

Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

3. Принятие факта смертности.

Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

4. Самоопределение.

Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

5. Принятие неопределённости .

Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

6. Приверженность творческим поискам.

Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

7. Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) . Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

8. Социальные интересы.

Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

9. Гибкость.

Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования (требования к себе, к окружающим людям и к миру в целом) суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

10. Принятие действительности.

В своей работе «Три измерения приятия» (Three Dimensions of Acceptance) Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни (life-acceptance). Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны (подвержены ошибкам), ввиду превратностей жизни. Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы.

11. Готовность к рискованным поступкам.

Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

12. Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм .

Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура (американский протестантский теолог – прим. ред.): иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

13. Эмоциональная ответственность .

Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий. Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства. Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

Эмоциональная незрелость.

Одним из дефектов воспитания в дисфункциональной семье, является эмоциональная незрелость.

Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира. В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры... агентом зависимости даже может быть человек. Кроме того, не желая мириться с окружающим миром, они мечтают его изменить, взять под контроль – агенты зависимости, на первых этапах дают иллюзию того, что это у них получается. Путем достижения изменения своего сознания, или крайних, пиковых эмоций, эйфории, они чувствуют себя увереннее, сильнее, могущественнее. Они не знают как им жить, им нужна «инструкция», они ищут какой-то глобальный "смысл жизни", прячась от самой жизни. В этом отношении им "помогают" агенты зависимости, которые становятся для них "смыслом". Без подобных «подпорок», они чувствуют себя дискомфортно. Они похожи на больших детей, "застряли" где-то детстве, и нуждаются в руководстве.

Эмоционально незрелые люди боятся открыто выражать свои чувства, показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, важность, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненны к критике, часто сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, они не любят себя, порой чувствуют себя ущербными, и судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость», «важность» за счет каких-то внешних проявлений.

У них ничего не бывает в меру. Если любовь - то "до умопомрачения" и изживания со свету дуг друга, если религия - то до слепого фанатизма, если спорт - то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа - то до инфаркта... Они не умеют просто чем-то увлечься, они "утопают" в том, что находят, используют это в целях забытья от реальности. Происходит это из-за присущего эмоционально незрелым людям ощущения «духовной пустоты», и необходимостью постоянно чем-то или кем-то эту «пустоту» заполнять. Они пытаются заполнить её агентом своей зависимости. Им плохо наедине с собой, со своими чувствами.

Эмоционально незрелые люди не способны серьезно планировать. Их планы, как правило, рассчитаны или до ближайшего действия, или больше похожи на несбыточные мечты. Они не способны взять на себя ответственность, стараются её избежать, взвалить на кого-либо другого, поэтому в адрес других людей они часто используют слова "должен", "должна", должны". Они не извлекают опыт из ошибок, и во всех проблемах ищут виноватых, упрекают обстоятельства или других людей в своей несостоятельности, в том, что жизнь не удалась. Конечно, если ответственен за тебя другой - он и будет виноват за то, что ты сделал не так.

Они часто витают в фантазиях, типа:

«вот если бы я жил в другом городе, то всё было бы по- другому...»,

или «если бы я женился (или не женился)...»,

или: «если бы я мог уйти с этой работы...»,

или «если бы у меня был ребенок…»,

или «если бы он вел себя по-другому…» и т.п.

Им кажется, что если бы... то всё бы было хорошо, но они не способны понять, что зачастую проблема не в обстоятельствах, не в людях, окружающих их, а в них самих, а все эти «если бы...» - всего лишь мечты.

Страхи и страдания порой руководят эмоционально-незрелыми людьми. Они рождаются в их фантазии, и часто не позволяют сделать то, что эти люди могли бы сделать в реальности действенного, важного... Когда, казалось бы, всё в порядке – эмоционально незрелые личности начинают мучить себя трагичными воспоминаниями, виной за прошедшие события, или представлять тревожные картинки будущего, которое в реальности скорее всего произойдет по-другому, нежели они видят в «своем кино», или вообще не произойдет. Из-за этого они почти постоянно тревожны, «заморочены», напряжены. Алкоголь, наркотики, секты, азартные игры, другой человек, на первых этапах зависимости выполняют роль «успокоительного», «расслабляющего», «отвлекающего», как бы помогают забыться от напряжения, но это обман. На более поздних стадиях эйфория проходит и приходит горькая расплата.

Олпорт (Allport) Гордон Уиллард (11.11.1897, Монтесума, шт. Индиана – 9.10.1967, Кембридж, шт. Массачусетс, США) – американский психолог, специалист по психологии личности.


Практически все взрослые люди считают себя зрелыми личностями, однако, не каждый человек, по мнению психологов, является эмоционально зрелым. В процессе взросления эмоциональная зрелость вырастает, что позволяет человеку чувствовать уверенность в себе и достигать в жизни глубоких и серьезных отношений с другими.

Основной причиной возникновения эмоциональной незрелости в психологии считается воспитание в дисфункциональной семье. Эмоционально незрелый человек - это в первую очередь неуверенный в себе человек, он трудно переносит сложные жизненные ситуации и при появлении проблемы, у него возникает желание спрятаться или убежать от нее. Поэтому часто такие люди прибегают к наркотикам, алкоголю, вступают в разнообразные секты, увлекаются азартными играми и попадают под влияние других эмоционально сильных людей. Без подобной поддержки они чувствуют себя дискомфортно и бывают, похожи на больших детей, которые нуждаются в руководстве и опеке.

Боязнь открыто выражать свои чувства тоже является признаком эмоциональной незрелости, такие люди сильно боятся показать свою слабость, они постоянно самоутверждаются, всеми способами показывают свою значимость и важность. Для них также характерно болезненное отношение к критике, заниженная самооценка, негативно критическое отношение к себе, а также желание окружить себя дорогими предметами, для того чтобы показать свою «крутость» и «значимость».

У таких людей отсутствует чувство меры, вплоть до фанатических проявлений, в любви, религии, здоровом образе жизни, работе. Потерпев неудачу, возникает чувство духовной пустоты, а также желание чем-то заполнить ее, тем самым, часто впадая в другую зависимость.

У эмоционально незрелых людей отсутствует способность эффективно планировать свое поведение, планирование рассчитано только на очень короткий срок. Их цели похожи больше на несбыточные мечты. В свою очередь, для достижения цели, они стараются переложить ответственность на других, пытаются избежать ее.

Серьезной проблемой является отсутствие способности не делать выводов из своих ошибок и во всех неудачах, которые происходят, они ищут виновных в других людях или обстоятельствах.

У таких людей часто появляются фантазии, которые начинаются со слов «если бы…», например, «вот если бы я жил в другой стране, то…», «если бы я не женился (женился), то…», «если бы она (он) вела (вел) себя по-другому, то…». У них полностью отсутствует способность понять, что причинами их проблем являются не другие люди и обстоятельства, а они сами.

Порой у эмоционально незрелых людей появляются навязчивые страхи, как правило, они рождаются в их фантазиях и не дают им адекватно действовать в различных сложившихся ситуациях. Все свои внутренние ресурсы они тратят на борьбу и переживания негативных образов об их будущей жизни.

Эмоциональная незрелость - это очень серьезная проблема, с которой в большинстве случаев человек не может самостоятельно справиться. Для того чтобы решить эту проблему необходимо участие опытного психолога, который использует достаточно эффективные техники для выявления внутренних ресурсов личности.

Вы наверно когда-нибудь замечали взрослого человека, который ведёт себя незрело и могли подумать, чёрт возьми, что случилось с этим человеком, когда он начнёт действовать разумно и зрело! Это парадокс, потому что эмоциональная зрелость личности не связана с физической зрелостью, эти два явления являются разными полюсами. Эмоциональная зрелость не растёт вместе с вашим хронологическим возрастом и означает, что независимо от вашего возраста не гарантирована вам ваша эмоциональную зрелость.

Эмоционально зрелые люди, здравомыслящие люди, которые берут полный контроль над своей жизнью. Мягко говоря, они не ноют или не ищут виноватого, а думают о своей жизни и о той роли, которую они играют в жизни других людей. Эмоционально зрелые люди не ищут оправдания. Каждая эмоция, которую показывают эмоционально зрелые люди реальна. Они не пытаются усложнить свою и жизнь других людей. Достаточно сказать, что эмоционально зрелые люди ведут хорошо налаженную жизнь из-за их здорового взгляда на жизнь. Эмоциональная зрелость имеет много различных уровней. Ее начальный уровень включает в себя осознание своего влияния на собственную жизнь и ответственности за неё, и не обвиняя других в своих неудачах.

Далее человек начинает становиться честным со своими эмоциями, не проецируя идеалистические эмоции, а будучи уверенным в проявлении настоящих эмоций. Потом человек идет вверх в направлении достижения конечной эмоциональной зрелости, человек становится эмоционально открытым и не подавляет свои чувства.

Следующий уровень состоит в том, чтобы задача стала эмоционально решающей, которая может быть достигнута благодаря уважению собственных чувств. И, наконец, достигнув уровня эмоциональной отчуждённости, которая является прямым следствием истинного понимания эмоций, следовательно, отпускает все эмоции, будь то хорошие или плохие. Оставляя чувство удовлетворения и счастья. Как же достичь эмоциональной зрелости? Давайте рассмотрим концепцию эмоциональной зрелости личности, узнав больше о её чертах и ​​способах работы над ней.

Характеристики эмоциональной зрелости.

Легкий поток любви и привязанности.

Эмоционально зрелые люди открыты для любви и привязанности. Они имеют способность доверять людям и себе, чтобы дать и принять любовь. Они не имеют препятствий в их , которые могли бы затруднить их способность верить в доброту жизни.

Лицом к лицу с реальностью.

Эмоционально зрелые люди не тратят впустую своё время и ресурсы в жизни, как будто эмоционально незрелые. Они видят ситуации в жизни такие, какие они есть, и не создают свою собственную истины и параллельную реальность. Эмоционально зрелые люди смело смотрят правде в и не боятся сложных ситуаций.

Практический опыт жизни.

Эмоционально зрелые люди легко узнают много полезного из своего жизненного опыта. У них есть способность видеть всё в позитивном свете и принимать реалии жизни. В то время как незрелый человек ничему не учится из жизни, он всегда понимает жизненные ситуации в искажённом виде.

Критика.

Быть эмоционально зрелым, означает, что один знает, что человек знает свои и сильные стороны. Вот почему он спокоен, когда кто-то конструктивно критикует его. Эмоционально зрелый человек всегда будет ценить мнение других людей и будет стремиться стать лучшим человеком или быть лучше в чём-то.

Надежда.

Эмоционально зрелые люди не теряют надежды в жизни, всегда надеясь на лучшее. Они видят хорошее во всём и никогда не склонны к пессимизму. Это делает их уверенными в себе личностями, всегда готовыми противостоять ударам жизни с уверенностью.

Как узнать, что вы эмоционально зрелый человек?

Иногда незрелость также может быть связано с жестоким обращением с детьми. Прочитайте эти вопросы и узнайте, зрелы ли вы эмоционально. Пройдите небольшой тест, просто отвечайте да или нет.

  • Вы хорошо справляетесь с внезапными изменениями?
  • Вы обращаете внимание на идеи других людей?
  • Вы понимаете свои чувства по мере их возникновения?
  • Вы действуете мудро и обдуманно, когда у вас стресс?
  • Вы выражаете свои чувства?
  • Берёте ли вы ответственность за свои поступки и поведение?
  • Вы контролируете сильные эмоции и порывы?

Если у вас есть хоть один «Нет» на любой из этих вопросов, то это указывает на часть вашей жизни, где вы не совсем эмоционально зрелы.

Как развить эмоциональную зрелость?

Будьте дарителем.

Человек должен развивать в себе бескорыстие, чтобы достичь эмоциональной зрелости. Бескорыстное поведение внушает человеку чувство подлинности. Такой человек чувствителен к потребностям и эмоциям других людей, и не держат его оковы тщеславия.

Проницательность.

Человек должен стать проницательным, чтобы обрести эмоциональную зрелость. Мнения других людей, должны быть тщательно проанализированы, любая возможность улучшения себя должна иметь первостепенное значение.

Окружите себя позитивом.

Вы должны сделать сознательное усилие, чтобы быть в окружении позитивных людей. Тех людей, которые верят вас и честны с вами. Они могут многому научить вас, что вы можете применить вашей жизни.

Сосредоточьте внимание на более широкую картину.

Вместо того, чтобы тратить себя в мелочах жизни, сосредоточьте большее внимание на смысле жизни. Постарайтесь отвлечься от жизненных проблем и попытайтесь сосредоточиться на вещах, которые важны в перспективе. Думая только о себе вы станете самодовольным человеком и у вас появятся регрессивные чувства, как жалость к себе и самокритичность.