Фольклорные игры для детей младшего дошкольного возраста. Подвижные игры «не зевай!», «карусель Игры и конкурсы

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. без них не обходился не один праздник. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение,музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.
Хороводные игры, очень нужны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Они: знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Нужно только правильно подобрать музыку,слова, придумать смысл игры.
Предлагаем Вам примеры хороводных игр для детей.

Хороводная игра «Флажок»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Текст песенки:
Дети встали в кружок
Увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать
выйди, Саша в кружок,
И возьми скорей флажок

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

Хороводная игра « Пузырь»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Текст песенки:
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь.

Описание: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут « Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

Хороводная игра «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Текст песенки:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.

Описание: Дети становятся в круг. выбирают одного из детей, он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

Хороводная игра «Карусель».

Цель игры. Учить детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога.
Описание игры: В центре становится педагог, который держит обруч на котором привязаны ленточки (обруч с ленточками поднять вверх) Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом -
Все бегом, бегом, бегом.

Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу.

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два -
Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут образуя круг и берутся руками за ленточки.

Хороводная игра "Мышки"

Описание игры: Дети делятся на две подгруппы ("Мышки" и детки")
Дети становятся в круг, держась за руки поднятые вверх как воротца, приговаривают текст песенки.
"Мышки" - бегают в круг и из круга.

Ах как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки –
Переловим всех за раз!
Мышеловка закрывается.

Дети опускают ручки и кто остался в центре, того поймали. Игра начинается сначала.

Хороводная игра « Мы матрешки»

Цель игры. Учить детей выполнять движения согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают:Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

А у нас, как у нас чистые ладошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.

Хороводная игра «Круг кружочек»

Цель: Учить детей ходить по кругу, держать ровный круг.
Описание: Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три –
Повернись-ка, (Называют имя ребенка) ты!

И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты – дети произносят:

Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три, четыре, пять –
Повернулись все опять.

Фольклорные игры

«Сказка в гости к нам пришла»

Взрослый говорит ребенку, что сегодня к нему пришли гости, и выставляет на стол игрушки из кукольного театра: бабку, деда, курочку Рябу, мышку. Сначала вместе с ребенком рассматривают игрушки: их внешний вид; пытаются угадать их настроение.

Затем взрослый просит ребенка вспомнить, из какой сказки пришли эти герои, и вместе с ним называет имена персонажей. Далее взрослый показывает сказку, акцентируя внимание на эмоциональном состоянии героев. В процессе показа сказки ребенок помогает взрослому, имитируя голоса ее героев.

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели»

Взрослый показывает ребенку игрушку-карусель, на которой сидят матрешки. Вращение карусели сопровождается стихотворным текстом:

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

(Русская народная потешка)

После этого взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Какая матрешка спряталась?». Ребенок рассматривает матрешек, обращая внимание на разные по цвету платочки, затем закрывает глаза, а взрослый убирает одну из матрешек. После того как малыш открыл глаза, ему предлагают вспомнить и сказать, какая матрешка, в каком платочке спряталась от него.

«Колобок прибегал, ребятам сказку рассказал»

Взрослый говорит ребенку, что у него в мешочке спрятана сказка, и предлагает посмотреть, какие там игрушки. Сначала показывает куклу-бабку и просит ребенка назвать ее по-другому (бабушка, бабуся, бабулечка…).

Таким образом, взрослый показывает ребенку всех персонажей сказки «Колобок», вместе с ним рассматривает их, здороваясь и напевая песенку. Затем еще раз уточняет у ребенка, из какой сказки эти герои, и рассказывает ее. После этого ребенок снова называет имена сказочных персонажей и помогает взрослому сложить игрушки обратно в мешочек. Взрослый просит ребенка напомнить, какая сказка «живет» в этом мешочке.

«Любит мишенька играть, надоело мишке спать»

Взрослый показывает ребенку игрушечного мишку и говорит, что он (мишка) «приглашает» ребенка к себе в лес в гости. Задаются вопросы: «Где живет мишка?», «На чем можно поехать в лес?»

Затем взрослый предлагает ребенку «отправиться в лес на паровозике» и поет вместе с ним песенку, имитируя звуки и движение идущего паровоза

Загудел паровоз,

Он вагончики повез,

Чу-чу-чу,

Чу-чу-чу,

Я вас в лес прокачу.

(О. Скворцова)

Затем взрослый обращает внимание на то, что мишка «уснул»:

Мишка, мишка,

Что ты спишь?

Миша, Миша,

Что храпишь?

Миша, Мишенька,

Вставай!

Вместе с (имя ребенка)

Поиграй!

(О. Скворцова)

Взрослый предлагает «разбудить» мишку и вместе с ребенком повторяет слова:

По лесочку я хожу,

(Имя ребенка) Не нахожу.

Ну куда же мне пойти?

Где же (имя ребенка) найти?

(О. Скворцова)

«Проснувшийся» мишка ищет ребенка, который или закрывает ладошками глаза, или прячется в комнате, если взрослый хочет сделать игру более «двигательной». После игры мишка «прощается» с ребенком.

Взрослый может предложить ребенку вспомнить, как рычит медведь, где живет, как двигается.

«Коровушка и ее детушки»

Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена корова, и просит назвать это животное.

Затем вместе с ребенком «вспоминает», как корова мычит. Сначала отвечает ребенок, а потом взрослый поет ему «Песенку коровушки»:

Му-му-му,

Му-му-му,

Я гуляю на лугу,

Там я травушку жую,

Молочко потом даю.

(С. Рещикова)

Затем взрослый показывает картинку с разными детенышами животных и просит ребенка отыскать деток коровушки. Вместе с ним четко проговаривает слова: «теленок-телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький, поэтому корова мычит громко, а теленок тихо; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом.

При рассматривании картинки взрослый обращает внимание на рога коровы и спрашивает ребенка, зачем животным нужны рога (чтобы бодаться, от других защищаться) и у каких животных тоже есть рога.

Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.

«Мишка-музыкант»

Взрослый показывает ребенку знакомую ему игрушку-мишку, у которого в сумочке лежат разные музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.

Предлагает спросить мишку, что это он принес в сумочке.

Я-медвежонок Миша,

Я музыку люблю.

Послушай-ка скорее,

Как громко в бубен бью.

Взрослый бьет в бубен и дает ребенку поиграть с этим инструментом.

В свой любимый колокольчик

Я играю целый день,

И звенит мой колокольчик:

Динь-динь-динь,

День-день, дзилень!

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

(О. Скворцова)

Взрослый, проговаривая стихи, звенит колокольчиком то сильнее, то тише и просит ребенка делать то же самое.

Затем мишка «показывает»ребенку погремушку и предлагает поиграть в игру «Отгадай, что звучит». Взрослый то гремит погремушкой, то звенит колокольчиком, то бьет в бубен, а ребенок отгадывает, звуки какого музыкального инструмента он слышит.

«Теремок»

Взрослый показывает ребенку «чудесный мешочек», в котором находятся кукольные герои сказки «Теремок». Затем достает кукол и ставит по очереди перед ребенком, чтобы он мог получше их рассмотреть и узнать. Просит назвать героев по имени и вспомнить слова, которые данный персонаж сказки говорил, когда просился в теремок.

Вместе с ребенком рассказывается и показывается сказка «Теремок». Ребенок повторяет простые слова зверюшек, озвучивает персонажей: «пи-пи-пи», «ква-ква-ква» и др.

После этого взрослый просит ребенка еще раз назвать всех героев сказки и помочь убрать их в «чудесный мешочек», где живет эта сказка. В заключение можно уточнить у ребенка: «Какая сказка живет в этом мешочке, ты помнишь? Правильно, «Теремок».

«Соберем гулять Ванечку и Манечку»

Для этого занятия нужны две пирамидки, изображающие девочку и мальчика, одетых в верхнюю одежду.

Взрослый показывает ребенку наполовину разобранные пирамидки и говорит, что Ванечка и Манечка перепутали свою одежду и просят помочь им разобраться. Затем вместе с ребенком собирает пирамидку Ванечку. Малышу показывается последовательность действий, сопровождаемая словами:

Не спеши, не торопись,

Большой кружочек кладем вниз,

Затем кольцо поменьше снова,

А сверху шапку-все готово!

(С. Рещикова)

После этого ребенку предлагается собрать пирамидку Манечку самостоятельно, взрослый только повторяет стихотворный текст-подсказку.

«Курочка-Рябушечка»

Взрослый показывает ребенку игрушечную курочку, называет ее имя: «Рябушка», потому что она в пятнышках, рябая. Рассматривает ее вместе с ребенком, задавая вопросы:

Как зовут курочку и почему?

Что есть у курочки? (Носик, глазки, хвостик, крылышки, ножки.)

Какого цвета пятнышки у курочки? (Серые.)

Взрослый помогает ребенку с определением цвета:

Серые точечки,

Пятнышки рядышком,

Курочка пестренькая,

Курочка-Рябушка.

(С. Рещикова)

Затем взрослый читает ребенку потешку:

Курочка-Рябушка,

Куда ты пошла?

На речку.

Курочка-Рябушка,

Зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка-Рябушка,

Зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи.

(Русская народная потешка)

Взрослый эмоционально проговаривает потешку несколько раз, побуждая ребенка к повторению слов вместе с ним. Можно закончить занятие рассматриванием иллюстраций в книжке В.В. Сутеева «Цыпленок».

«Кто к нам в гости пришел?»

Взрослый показывает ребенку сундучок, в котором спрятаны мелкие игрушки: собачка, уточка, цыпленок. Ребенку предлагается отгадать, кто спрятался в сундучке, прослушав загадку:

Живет под крылечком.

Хвостик колечком.

Громко лает,

В дом не пускает.

(Собачка)

Маленький, желтенький комок,

Мама-курочка,

А папа-петушок,

Угадай-ка, кто, дружок!

(Цыпленок)

Мама-утка у него,

Плавает, кричит:

Кря-кря, кря-кря,

Где малыш у меня?

(Утенок)

При правильном ответе ребенка взрослый звенит колокольчиком и достает из сундучка угаданную игрушку.

В заключение можно поиграть в игру «Кто спрятался?» Перед ребенком ставятся в ряд все игрушки из сундучка (не более трех). Он закрывает глаза, и одна из игрушек убирается. Ребенку надо вспомнить и назвать ее.

«Котя-Коток испек к празднику блинок»

Взрослый показывает ребенку игрушку-котика в русской народной одежде. Вместе с ним рассматривает ее, обращая внимание на одежду: штаны, рубашку, сапоги. Затем взрослый говорит, что котик напек блинов, потому что сегодня праздник – Масленица. Читается потешка:

Котик-Коток

Испек вкусный блинок.

Блинчик масляный кусай,

Масленицу вспоминай!

(С. Рещикова)

Взрослый угощает ребенка блинчиками, побуждая повторять слова: «вкусный», «масляный», «печеный», «душистый» и т.д. В заключение можно вместе с ребенком рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый и масляный».

«Матрешки в гости к нам спешат, порадовать тебя хотят»

Взрослый показывает ребенку разобранную матрешку. Предлагает познакомиться с матрешками:

Мы-матрешки, мы-сестрички,

Все подружки-невелички,

Как начнем плясать и петь,

Никому не усидеть!

Затем взрослый предлагает ребенку рассмотреть матрешек, найти самую маленькую, затем побольше и т.д., вместе с ребенком выстраивает их по росту (высоте и размеру) и предлагает ему собрать сестричек друг в друга:

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай,

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться.

(С. Рещикова)

В заключение можно предложить ребенку выбрать из всех матрешек ту, которая ему больше всего понравилась, дать ей имя и сравнить, чем она отличается от других «сестричек».

«Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка»

Взрослый рассказывает ребенку историю про зайчика.

«Жил-был зайчик. Захотел он есть, а морковки нигде найти не может. Побежал зайчик к ребяткам, а они дали ему морковку».

Взрослый показывает игрушечного зайчика и продолжает: «Наступила зима, и огород укрыло снегом. Опять зайчику не найти морковки. Шли мимо ребятки, пожалели бедного зайчика и дали ему морковки. Наелся зайчик, стал прыгать».

Взрослый предлагает ребенку показать сначала грустного зайчика, а потом веселого:

Грустный сидит зайка,

Ему морковки дайте.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

(С. Рещикова)

Затем взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Зайка беленький сидит»:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(русская народная потешка)

«Васькин поясок»

Взрослый показывает ребенку красивый, яркий поясок. Вместе с ним рассматривает его:

Вот наш (имя ребенка ) идет,

Поясочек несет,

Кому дать, кому дать,

Поясочек передать?

Ребенок отдает поясок маме (или тому, кто играет с ним).

Звучит мяуканье и «появляется» игрушка – котик Васька:

Хотел я Ванечку спать уложить,

Да рубашечку у него распоясалась…

Ребенок спрашивает у котика, не его ли пояском они играют. Повторяется потешка:

Вот наш (имя ребенка ) идет,

Поясочек несет,

Кому дать, кому дать,

Поясочек передать?

Ребенок отвечает, что поясок надо отдать котику Ваське. Котик «благодарит» ребенка и просит помочь ему уложить спать Ванюшу. Взрослый вместе с ребенком укладывают Ванечку в кроватку и поют колыбельную песенку:

Пошёл котик в лесок,

Нашел котик поясок,

Воротился, нарядился,

Стал он Ванечку качать.

Баю-бай, баю-бай.

Ляг, Ванюша, скоренько,

Встань, Ванюша, с зоренькой.

(русская народная потешка)

В процессе игры можно объяснить ребенку смысл новых для него слов: «зоренька», «люлечка», «воротился» и др.

«Что растёт на огороде»

Взрослый загадывает ребенку загадки. Если загадка отгадывается правильно, то появляются «отгадки» - игрушки, изображающие «овощи». (Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему с ответом).

Растет на грядке,

Зелененький овальный

И очень вкусный.

Его можно солить и делать из него салат.

(огурец)

Растет на грядке, красный,

Круглый, сочный, можно тоже солить.

(помидор)

Растет на грядке оранжевая,

Сладкая; зайчики ее очень любят.

(морковь)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(лук)

Вейся, вейся кудряво да густо,

Завивайся листочек, чтобы было не пусто,

Как же тебе, белой, не виться?

Как же тебе, сочной не клубиться?

Тебе дождик поливает, сладким соком наливает.

(капуста)

После того как на столе перед ребенком появляется тот или иной овощ, надо еще раз проговорить его название и в заключение сказать, что это всё вместе называется «овощи». Из них можно делать салаты, варить суп, засаливать их на зиму в банках.

Можно провести несколько вариантов игр с овощами «Узнай на ощупь». Ребенку предлагается определить на ощупь, например, запустив в мешочек, какой овощ там спрятан. «Проба на запах» - надо определить овощ по запаху (с завязанными глазами). «Проба на вкус» - надо определить овощ, пробуя его на вкус (с завязанными глазами).

«Ходит сон близ окон»

Ребенку показывают куклу – младенца в колыбельке. Взрослый говорит, что это – Ванечка, и предлагает малышу спеть колыбельную песенку и «покачать» Ванечку вместе:

Баю-баю, баюшки,

Я качаю Ванюшку.

Баю-баю-баюшок,

Ляжет Ваня на бочок.

Будет Ваня крепко спати

На пуховой на кровати.

А я буду напевать,

Колыбелечку качать.

Кукла «плачет», взрослый спрашивает, как можно успокоить Ванечку. (Ребенок предлагает варианты ответов.) Затем на помощь зовется кот Васька:

Котя-котенька, коток,

Котя, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать.ю

Колыбелечку покачать.

(Котик появляется).

Тогда взрослый предлагает ребенку позвать кота ласково. После этого кот появляется и «качает» люльку вместе с ребенком. Взрослый говорит, что теперь Ванечка уснул.

«Девочка и лиса»

Взрослый рассказывает сказку «Снегурушка и лиса». Затем ребенку задаются вопросы:

Как называется сказка?

Почему девочку назвали Снегурушкой?

Кого встретила девочка в лесу?

Почему она не пошла с медведем, волком?

Кто проводил Снегурушку до дома?

Затем проводится «Кто позвал?»

Вместе с ребенком поется песенка:

Таня, ты в лесу,

Мы зовём тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай, не робей.

Кто зовёт тебя, узнай скорей!

Взрослый предлагает ребенку на слух определить, кто из знакомых его позвал: медведь, волк, лягушка и т.д.

«Стоит изба из кирпича, то холодно, то горяча!»

Перед ребёнком появляется игрушка – котик. Взрослый предлагает угадать, где был котик. Вместе «вспоминают» потешку про кота и пробуют вспомнить, что котик любит кушать. Затем ребенок рассказывает про свои любимые блюда.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

(Печь)

Сначала взрослый рассказывает, как раньше готовили еду в печке. Показывает чугунок, кочергу (предметы или картинки), затем спрашивает ребенка, на чем сейчас готовят пищу (на плите). Далее можно вместе с ребёнком приготовить какое-нибудь несложное блюдо.

«Сапожок Деда Мороза»

Взрослый начинает беседовать с ребёнком после новогодних праздников, спрашивая о том, что больше всего запомнилось из развлечений. Затем рассказывает потешку о зиме:

Уж ты, зимушка – зима,

Закружила, замела

Все дорожки, все пути –

Негде детушкам пройти.

Покрывало бело – всю землю одело.

(Снег)

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером,

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(Варежка)

В заключение еще раз повторяется потешка о зиме и рассматривается «волшебный сапожок» Деда Мороза.

– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.

С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.

Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.

Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.

Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:

Дети:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:

сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.

А еще я принесла корзину со своими дарами.

Принесла вам мёду

Полную колоду.

Осень:

Принесла я вам муки,

Значит, будут пироги.

Осень:

Принесла вам гречки,

Каша будет в печке.

Осень:

Принесла вам фруктов, ягод!

Мы варенья сварим на год!

Дети:

Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень:

Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо.

После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.

Игра «Карусель» в детском саду

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.

Игра «Плетень» в детском саду

Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.

В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.

Игра «Светофор» в детском саду

Развивает внимательность и быстроту реакции.

Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.

Игра «Дождик» в детском саду

Позволяет развивать внимательность и ритмику.

Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

(3 хлопка в ладоши)

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

(по 3 притопа каждой ногой)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем

(3 прыжка на месте)

Игра «Пузырь» в детском саду

Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.

Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.

Раздувайся, пузырь!

(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)

Раздувайся, большой…

Оставайся такой

И не лопайся!

(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)

(начинают сходится к центру круга)

Игра «Ловишки» в детском саду

Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.

Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.

стелла вяткина

Игра «Разноцветная карусель »

Цели : Формировать навык различать основные цвета. Упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу со сменой темпа и направления, не наталкиваясь друг на друга. Выполнять движения по сигналу воспитателя. Развивать координацию движения.

Ход игры:

Воспитатель одевает пояс с разноцветными лентами и приглашает детей прокатиться на карусели : «Предлагаю взять волшебные ленты карусели . Карусели кружатся , а дети катаются на них. Сейчас мы будем кататься на карусели . Я буду читать стишок, а вы двигайтесь дружно по кругу так, чтобы карусель не сломалась .» Держась за ленты дети движутся по кругу,а воспитатель произносит следующие слова :

Карусели , карусели ,

Сели, сели, полетели,

Завертелись, закрутились,

Зажужжали, покатились!

Задрожали, завизжали,

Вместе за руки держались.

Как захватывает дух,

После того как дети научатся ходить и бегать по кругу можно усложнить игру. Предложить детям взять из коробки билетики на карусель (коробка с круглым отверстием для руки ребенка) . Билетики разных цветов,как и ленты от пояса (4 основных цвета- красный,синий, желтый, зеленый) . Ребенок должен найти ленту того цвета, что и билетик. Можно читать уже другое стихотворение :

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

А потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите . Стоп!

Потом можно повторить в другую сторону, деткам очень нравится.

КТО МЕНЯ ПРИГОЛУБИТ?

В детском реабилитационном центре «Солнечный мир» играют много и интересно. Много, потому что игра - это возможность прочувствовать ритм, эмоции, пространство. Интересно, потому что все, что происходит в игре, - это реально, ощутимо и, главное, имеет глубочайшие историко-культурные корни. В игре проживаются социальные отношения. В игре ребенок (да и взрослый) получает возможность пройти те этапы личного развития, которые он по каким-либо причинам не смог пройти в положенное ему время в более раннем детстве.
Одним из важнейших развивающих факторов игры является адекватно выстроенное игровое пространство. Такое пространство - необходимое условие для осуществления игры. Оно формируется на основе объединения мотивов всех участников и структурно ограничено правилами игры.
В фольклорных играх пространство всегда организовано. Это, прежде всего, хоровод. Во многих играх участники стоят в круге, держа друг друга за руки. Разрыв круга может восприниматься как выход за пределы игрового пространства.
В настоящее время, к сожалению, дети постепенно разучиваются играть. Выраженная интеллектуальная направленность в общей структуре деятельности современного ребенка приводит к обесцениванию переживаний, связанных с реальными проявлениями мира природы.
Одна из главных составляющих игры - это ритм. Это движения, тембр голоса и музыкальный ритм исполняемой песни, сопровождающей игру. Вся наша жизнь подчинена определенному ритму, и именно поэтому человеку нравятся ритмично организованные действия, ритмичная музыка.
Многим детям с нарушениями в развитии трудно выстроить адекватные отношения с миром, в котором мы все живем. Игры помогают таким детям обрести чувство ритма, почувствовать пространственно-временные отношения, гармонизировать эмоциональную сферу.
Игра - это модель жизни взрослых. Через игру ребенок научается быть успешным среди людей.
Обращение к народным играм позволяет нам найти множество замечательных образцов игрового детского творчества.
Мы предлагаем вам познакомиться с небольшой частью игрового материала, используемого нами в течение десяти лет в работе как с «нормальными» детьми, так и с детьми, имеющими различные нарушения в развитии.
В эти игры можно играть в группе из 10–15 человек.

Игорь ШПИЦБЕРГ,
научный руководитель
детского реабилитационного центра «Солнечный мир»

Лариса ЕЛЬКИНА,
руководитель клуба родителей детей
с нарушениями в развитии

Инна КАРПЕНКОВА,
заместитель научного руководителя центра по методической работе,
г. Москва

СПРАВА, СПРАВА ОТ МЕНЯ ЕСТЬ ОДНО МЕСТЕЧКО

Проводится для детей от шести лет и старше. Игра связана с пространственно-временными отношениями, развитием эмоциональной сферы. У многих детей с нарушениями в развитии пространственные отношения могут быть сильно искажены. Понятия «справа-слева», «спереди-сзади», «внизу-вверху» относительно самого себя является одним из базовых понятий в развитии человека. Если эти понятия сформированы неправильно, то нарушается адекватное восприятие реальности.
В этой игре заложен также положительный эмоциональный момент - играющий, возле которого освобождается место, приглашает стать рядом с ним человека, который ему приятен.
Итак, играющие встают в круг, оставляя рядом с одним игроком (справа от него) свободное место.
Все поют:

Справа, справа от меня есть одно местечко,
я хочу, чтоб...

(игрок называет имя любого участника, стоящего в кругу)
встал,
со мной рядом постоял.

Игрок переходит и встает справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым образовалось свободное место, называет еще одного участника и т.д.

УТОЧКА УТИ-УТИ

Игра является одной из самых ритмичных. В ней важно и то, как двигаются участники (они имитируют движение, подобное утиному - «вразвалку»), и ритм исполняемой песни. Для многих детей с серьезными нарушениями чувства ритма эта игра является ведущей. Дети как бы впадают в пространство игры, их движения становятся скоординированными, а речь четко соответствует ритму слов.
Играющие встают в круг, держа друг друга за руки. Первый игрок выходит и, двигаясь вперевалочку, как уточка, идет, проходя под поднятыми руками игроков, стоящих в кругу.
Когда произносятся последние слова «бери за хвост», игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс.
Теперь двигаются уже двое игроков. Они проходят под руками всех стоящих в кругу по очереди. Стоящие же в кругу поют и притопывают в ритм песни.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не соберутся в одну цепочку.

Уточка ути-ути,
Негде уточке пройти,
Негде сунуться,
Попросунуться.
Кабы уточке вода,
Потопила бы меня,
Кабы волчий хвост -
Бери за хвост!

ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ ЗАКРУЖИЛИСЬ КАРУСЕЛИ

Игра проводится обычно в начале занятия. В ней могут участвовать дети от пяти лет и старше.
Дети вводятся в круг и попадают в различные ритмы: движение становится то быстрым, то медленным. Эти ритмы - начало и конец любого действия, события.
Все участники встают в круг, держась за руки, и, постепенно ускоряя темп, движутся по кругу.

Еле-еле, еле-еле
закружились карусели,
А потом, потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

После этого темп движения постепенно замедляется.

Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Все останавливаются.
Раз-два, раз-два.

На счет раз поднимают руки вверх, на счет два - опускают вниз.

Закружилась голова!

Все садятся на корточки и кладут руки ладонями на голову.

СИЖУ, СИЖУ НА КАМУШКЕ

Эта игра направлена на развитие эмоциональной сферы. Многим детям с эмоциональными нарушениями крайне трудно подойти к другому и, например, приголубить его. То есть просто ласково погладить.
Не нужно объяснять, что умение выразить ласку и любовь по отношению к другим людям закладывается с самых первых дней жизни.
Это умение является одновременно и базовой потребностью в принятии. Если же у ребенка эта потребность не удовлетворяется, то его развитие нарушается: ребенок не умеет строить нормальные отношения с близкими людьми, уходит в себя, избегает любых контактов.
Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит.

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове (приголубить).
После этого он сам садится и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий и т.д.