Костная ткань новорожденного. Скелет и его возрастные особенности

Детей интересует, как устроен мир и всё в нем. Их любознательность не делает исключения и для человека. Им интересно, как человек устроен, как он видит и слышит, бегает и прыгает. О скелете человека, который не увидишь, как кожу или глаза, невооруженным взглядом, современные дети узнают из мультиков и комиксов. Это делает скелет в глазах ребенка ещё более интересным.

Но скелет человека с названием костей и мышц в мультфильмах и комиксах не встретишь, а запоминать их понемногу детям не помешает.

Знание о том, как сложно и увлекательно устроен человеческий организм, пробудит в ребенке интерес к биологии, медицине, подтолкнет более осознанно подходить к своему здоровью и здоровью окружающих. Наконец, эти знания пригодятся ему и в школе, где уже в начальных классах знакомятся со строением человека.

Скелет и мышцы – это тот каркас, который определяет форму человека, защищает его внутренние органы и позволяет двигаться. Если бы не скелет, то человек был бы как бесформенная медуза. Мышцы крепятся к скелету и обеспечивают любое наше движение – от взмаха ресниц до поднятия тяжестей.

Кости состоят из органических и неорганических веществ, первые из которых обеспечивают им гибкость, а вторые прочность. Благодаря этому кости необыкновенно упруги и крепки. Добавляет им крепости и одновременно гибкости сложное строение. Любая кость состоит из нескольких слоев.

  • Внешний составляет прочная костная ткань.
  • Следующий соединительный слой, покрывающий кость снаружи.
  • Рыхлая соединительная ткань, в которой заключены кровеносные сосуды.
  • На концах находится хрящевая ткань, за счет которой и происходит рост костей.
  • Ещё один слой – нервные окончания, по которым передаются сигналы от мозга и обратно.

Внутри костяной трубки заключен костный мозг, который также бывает двух видов. Красный участвует в кроветворении и костеобразовании. Он насыщен сосудами и нервами. Желтый отвечает за рост и крепость костей. Мы видим, что скелет ко всему прочему способствует обновлению крови. Именно здесь рождаются кровяные клетки. Если из-за болезни он перестает выполнять эту задачу, организм умирает.

В организации скелета выделяют несколько групп костей. Одна из них это основная несущая конструкция нашего тела, которая включает позвоночник, кости головы и шеи, грудная клетка и ребра. Вместе они образуют осевой скелет. Вторая часть называется добавочным скелетом и в неё входят косточки, образующие наши руки и ноги, и группы костей, которые обеспечивают их связь с осевым скелетом.

Строение скелета

К костям головы относятся череп и кости среднего уха. Череп вмещает и защищает мозг. Он состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Первый из которых включает восемь костей. В лицевом отделе их пятнадцать.

Кости туловища

В эту часть скелета входит грудная клетка и позвоночник, начиная с шеи. Мы объединяем их, так как они тесно связаны и буквально (грудная клетка крепится к позвоночнику), и по месту нахождения, и по задачам, которые решают. Это одни из самых больших костей человека. Их функция обеспечить защиту сердца, легких и т.п. Среди них выделяют позвоночный столб и грудную клетку.

Позвоночный столб

Позвоночник человека это основная опора всего тела, его главная ось. Именно он обеспечивает наше прямохождение. Благодаря спинному мозгу обеспечивается связь между верхними и нижними частями тела. В нем выделяют пять отделов, состоящих из 32-34 позвонков. Называются они по своему местоположению – шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.

Грудная клетка

Грудная клетка действительно похожа на клетку, где 12 пар рёбер играют роль решетки за которой прячется сердце, лёгкие, жизненно важные органы. Замыкает её плоская широкая кость, которая называется грудина. Всего к грудной клетке относятся 37 костей.

Кости верхней конечности

Так ученые и врачи называют наши руки. Объяснять, как много для человека значит возможность выполнять ими и поднятие тяжестей, и вышивание крестиком, думаю не нужно. Но задумайтесь, насколько разные задачи призваны они решать. Этим и объясняется их довольно сложная структура. К костям верхней конечности (ВК) относятся пояс ВК и свободная часть ВК.

Пояс включает в себя лопатку и ключицу, соединенных шаровым суставом с плечевой костью. Здесь же присоединяются мышцы. В свободной части верхней конечности выделяют три отдела – плечо (плечевая кость), предплечье (лучевая и локтевая кости) и кисть. Больше всего косточек именно в этой зоне руки – двадцать семь, они заметно меньше, чем кости предплечья, и отличаются от них по форме.

Тазовый пояс

Этот пояс обеспечивает соединение позвоночника и нижних конечностей, а также вмещает и защищает органы пищеварительной, мочевыделительной и половой систем. Таз состоит из трех сросшихся костей.

Кости нижней конечности

Скелет ноги напоминает строение руки. Они принципиально устроены одинаково, отличаясь величиной и некоторыми другими деталями. Так как именно ноги несут главную тяжесть нашего тела при движении, то они мощнее и крепче, чем кости руки.

Какие бывают формы костей

В зависимости от своих функций в организме человека кости различаются между собой по форме. Выделяют четыре вида форм костей:

  1. Широкие или плоские (например, у черепа);
  2. Длинные или трубчатые (в основном, в конечностях);
  3. Короткие, такие, как косточки запястья;
  4. Несимметричные, имеющие составную форму. Это тазовые кости, позвонки и др.

Мышцы головы и лица

Раньше строение человека, его скелета и перечень мышц могли знать лишь специалисты. Сегодня любой, кому интересна эта тема, могут найти в Интернете подробный анатомический атлас, где приведено подробное описание движений нашего тела и всех его частей, обеспечивающих это. Важнейшую роль в обеспечении движений играют мышцы, органы состоящие из особой эластичной ткани, способной

сокращаться под воздействием нервных импульсов. В теле человека более 640 самых разнообразных мышц. Среди них выделяют различные виды по разным параметрам:

  • По функциям, которые они обеспечивают;
  • По направлению волокон, из которых они состоят;
  • По форме;
  • По отношению к суставам.

Разобраться во всем этом не так-то просто, поэтому посмотрим на мышцы в зависимости от того, где на нашем теле они находятся.

Когда мы говорим о движении, то в первую очередь представляем, как работают наши руки и ноги. Между тем мышцы головы и лица тоже напряженно работают, обеспечивая дыхание, мимику, речь, наше питание. Самые сильные мышцы на нашем теле – жевательные.

Мимические мышцы и мышцы глаза, в отличии от всех прочих, не прикреплены к костям. Это позволяет им быть особенно чувствительными и гарантирующими осуществление даже микродвижений. Благодаря этому мы можем передать и радость, и грусть, малейшее изменение эмоций.

Мышцы шеи

Эта группа мышц позволяют нам обернуться, поклониться, проглотить что-либо и заговорить, даже дышать.

Мышцы туловища

Мышцы сухожилиями крепятся к костям и решают разные задачи. – обеспечивают подвижность и возможность сохранять равновесие, фиксируют суставы. По своим функциям и способам действия выделяют те, что синхронно сокращаются при работе или синергисты, и мышцы выполняющие противоположные действия (антогонисты). Чаще всего действия происходят благодаря тому, что одновременно сокращаются одни и расслабляются другие мышцы.

К мышцам туловища относятся поверхностные и глубокие мышцы спины и груди, косые, прямые и пр. мышцы живота.

Мышцы таза

Эти мышцы начинаются на костях таза и позвоночника, прикреплены к верхнему краю бедра и окружают тазобедренный сустав. Среди них выделяют две группы: внутреннюю и наружную.

Мышцы верхних конечностей

Среди этой группы мышц выделяются те же части, что и в костях руки:

  1. Мышцы пояса ВК;
  2. Плеча;
  3. Предплечья, обеспечивающие сгибание и разгибание предплечья, кисти и каждого пальца.

Мышцы нижних конечностей

Благодаря этим мышцам человек ходит и бегает, плавает или прыгает. Для того чтобы обеспечить такие разные действия требуется ни одна группа различных мышц. К ним относятся мышцы бедра, голени и ступни. Это довольно сложная система, включающая мышцы, разные по форме, направлению волокон, по отношению к суставам и прочему, взаимно дополняющие друг друга.

Анатомия мышц Физиология мышц Как работают мышцы

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает в полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости растут в течение первого года жизни. С возрастом особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Скелет человека продолжает свое формирование в течение всей жизни: кости постоянно обновляются и растут, отвечая росту всего организма; отдельные кости (например, копчиковые или крестцовые), которые у детей существуют раздельно, по мере взросления срастаются в единую кость. К моменту рождения кости скелета окончательно еще не сформированы и многие из них состоят из хрящевой ткани.

Череп плода в возрасте 9 месяцев еще не представляет собой жесткую конструкцию; составляющие его отдельные кости не срослись, что должно обеспечить относительно легкое прохождение по родовым путям. Другие отличительные особенности: не полностью развитые кости пояса верхних конечностей (лопатки и ключицы); большинство костей запястья и предплюсны еще хрящевые; к моменту рождения не сформированы также и кости грудной клетки (у новорожденного мечевидный отросток хрящевой, а грудина представлена отдельными, не сросшимися между собой костными точками). Позвонки в этом возрасте разделены относительно толстыми межпозвоночными дисками, а сами позвонки еще только начинают формироваться: тела и дуги позвонков не срослись и представлены костными точками. Наконец, тазовая кость к этому моменту состоит лишь из костных зачатков седалищной, лобковой и подвздошной костей.

У новорожденного наружный слуховой проход еще не сформирован, так как барабанная часть представляет неполное кольцо (annulus tympanicus), затянутое барабанной перепонкой. Вследствие такого близкого расположения барабанной перепонки кнаружи у новорожденных и детей раннего возраста более часто наблюдаются заболевания барабанной полости. Каменистая часть, pars petrosa, названа так по прочности своего костного вещества, обусловленной тем, что эта часть кости участвует в основании черепа, и является костным вместилищем органов слуха и гравитации, имеющих весьма тонкое строение и нуждающихся в прочной защите от повреждений. Развивается она на основе хряща. Второе название этой части - пирамида, дано по ее форме трехгранной пирамиды, основание которой обращено кнаружи, а верхушка - вперед и внутрь к клиновидной кости.

Ребенок – не уменьшенная копия взрослого, а гораздо более хрупкое существо. И чем он младше, тем более он уязвим. Это очень важно понимать, оценивая степень безопасности ребенка в автомобиле. В этой статье описаны основные анатомические особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе специальных удерживающих средств.

У мягкий скелет

Костная ткань ребенка отличается повышенным содержанием воды, низкой концентрацией минеральных солей и волокнистой структурой. Поэтому его кости гибкие и мягкие, в том числе и кости черепа. При сильном ушибе головы у ребенка с очень высокой вероятностью будет травмирован мозг, и травма эта будет серьезней, чем у взрослого.

Кости и череп (новорожденный). 1 — грудина, sternum, 2 — грудная клетка, compages thoracis, 3 — череп (вид сверху). Синим цветом выделена хрящевая ткань.

В скелете ребенка много хрящевой ткани, гораздо менее прочной, чем кость. Шейные позвонки плоские, состоят из отдельных костей, связанных между собой хрящом. Хрящи замещаются костной тканью только к 3 годам. У взрослого позвонки не только полностью окостеневают, но и имеют седловидную форму. При резком движении головы вперед они как бы поддерживают друг друга. А вот детская шейка при резком толчке может просто сломаться.

Шейной позвонок (axis) ребенка и взрослого человека (справа). Вид сзади. Синим цветом выделена хрящевая ткань.

Только к 12 годам кости ребенка по форме и составу перестают отличаться от костей взрослого человека. Мышцы и связки, которые тоже обусловливают «прочность» организма, у новорождённых и детей раннего возраста развиты слабо и составляют примерно 25% от массы тела (у взрослого человека – не менее 40%).

Пропорции ребенка отличаются от пропорций взрослого

Голова ребенка – самая крупная и тяжелая часть тела. У новорождённого масса головы составляет 25% от общей массы, тогда как у взрослого человека – всего лишь 6%.

При этом шея тонкая, со слабо развитыми мышцами. Маленького ребенка опасно даже интенсивно встряхивать на руках. А при сильном толчке «тяжелую» голову резко отбрасывает, и основная нагрузка приходится именно на область шеи, где «запас прочности» очень невелик.

У детей не сформирован подвздошный гребень

До 8-ми лет таз ребенка имеет округлую форму. Только в период полового созревания таз приобретает такие очертания, как у взрослого. Самым важным отличием тазового пояса ребенка является отсутствие характерных выступов тазовых костей, образующих подвздошный гребень. Именно он препятствует соскальзыванию ремня безопасности вверх и травмированию органов брюшной полости: ремень попадает в этот «зацеп» и не смещается выше. А у детей подвздошный гребень развит еще слабо, поэтому происходит «подныривание» под ремень.

Подвздошный гребень взрослого человека.

Рост ребенка меньше, чем у взрослого

Все штатные средства безопасности – подушки, ремни – представляют опасность для ребенка, поскольку рассчитаны на человека ростом не ниже 150 см. Например, подушки безопасности спроектированы таким образом, чтобы раскрываться на уровне груди взрослого пассажира. Ребенок же может получить очень сильный удар в голову при активации подушки, открывающейся со скоростью 300 км/час.

  • http://bibliotekar.ru/enc-Semya/31.htm
  • http://oybolit.ru/propedevtika/ocenka-sostoyaniya-rebenka/24-kostnaja-sistema.html
  • http://www.deti-deti.ru/articles/interview.php
  • http://fotelik.info/pl/art/po_co_ten_fotelik,11.html

Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, лёгкие и др. Кроме этого, костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при посредстве прикреплённых к ним мышц. Нервная система даёт импульсы к сокращению мышц.

Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно, и не все кости скелета окостеневают одновременно. Процесс окостенения завершается к 20-25 годам.

В химическом составе костной ткани в течение всей жизни человека вплоть до глубокой старости происходят изменения. В младших возрастах в костной ткани очень мало солей кальция и фосфора. В связи с тем, что в костях у детей мало солей кальция, а преобладают органические элементы, и процессы окостенения далеко ещё не завершены, скелет детей обладает большой эластичностью и может легко подвергаться искривлениям.

Позвоночник у взрослого человека имеет три кривизны. Одна из них - шейная - имеет выпуклость вперёд, вторая - грудная - обращена выпуклостью назад, третья - поясничная кривизна направлена вперёд. У новорожденного позвоночный столб почти не имеет изгибов. Первая шейная, кривизна образуется у ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. Второй по порядку образуется поясничная кривизна, выпуклостью тоже обращенная вперёд, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад, формируется последней и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока ещё не стойки. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, кривизны позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости - поясничной.

Лишь постепенно, по мере роста ребёнка, происходит процесс окостенения позвоночника. До 14 лет пространства между телами позвонков ещё заполнены хрящом. На 14-15 году между позвонками появляются новые точки окостенения в виде тонких пластинок на верхней и нижней поверхности позвонков. Только к 20 годам эти пластинки срастаются с телом позвонка. Линия их срастания остаётся выраженной до 21 года. Вершины поперечных и остистых отростков позвонков до 16 -20 лет тоже остаются покрытыми хрящом, когда на них появляются точки окостенения. Срастание хрящевых пластинок с дужками завершается после 20 лет.

Эти особенности развития позвоночника ребёнка и подростка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. В частности, искривления позвоночника бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда школьная парта неправильно устроена и не соответствует росту детей; при спанье продолжительное время при согнутом туловище на одном боку и др. Искривления позвоночника могут быть в виде изгиба шейной (особенно у младенцев при неправильном ношении их на руках) и грудной частей позвоночника в сторону (сколиоз). Сколиозы грудной части позвоночника наиболее часто встречаются в школьном возрасте как последствие неправильной посадки. Передне-заднее искривление грудной части позвоночника (кифоз) также наблюдается в результате длительной неправильной посадки. Искривления позвоночника могут быть также в виде чрезмерного изгиба в поясничной части (лордоз). Вот почему школьная гигиена придаёт столь большое значение правильно устроенной парте и предъявляет строгие требования к посадке детей и подростков.

Срастание отрезков грудинной кости также происходит сравнительно поздно. Так нижние отрезки грудины срастаются в 15-16 лет, а верхние отрезки только к 21-25 годам, и самостоятельной остаётся только рукоятка грудины. При длительной неправильной посадке в тех случаях, когда ребёнок или подросток опирается грудью о край крышки парты, может произойти изменение грудной клетки и могут иметь место нарушения в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно отражается на нормальном развитии и деятельности лёгких, сердца и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной клетке.

Развитие костей таза у детей, особенно девочек, также представляет интерес в гигиеническом отношении. Таз взрослого человека состоит из двух безымённых костей и вклиненной между ними крестцовой кости. Последняя представляет сросшиеся между собой пять тазовых позвонков. Таз у детей отличается тем, что каждая безымённая кость состоит у них из трёх самостоятельных частей, примыкающих друг к другу: подвздошной кости, седалищной и лобковой. Только примерно с 7 лет эти кости начинают срастаться между собой, и процесс их срастания в основном заканчивается к 20-21 годам, когда безымённая кость становится единой. Это обстоятельство необходимо учитывать, особенно в отношении девочек, поскольку у них в тазу заключены половые органы . При резких прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность может произойти незаметное смещение несросшихся ещё костей таза и в последующем неправильное их сращение.

Изменению формы таза содействует также ношение девочками подростками обуви на высоких каблуках. Человеческая стопа имеет форму свода, основаниями которого служат задний упор пяточной кости, а впереди - головки первой и второй плюсневых костей. Свод обладает способностью эластического растяжения, «пружинит», благодаря чему смягчаются удары о почву. Узкая обувь, стягивая стопу, затрудняет работу свода как пружины и ведёт к образованию плоской стопы (сглаживается свод). Высокие каблуки изменяют форму свода и распределение нагрузки на стопу, переносят центр тяжести вперёд, вследствие чего приходится наклонять туловище назад, чтобы при ходьбе не падать вперёд. Постоянное ношение обуви на высоких каблуках приводит к изменению формы таза. При не вполне сросшихся костях таза это отклонение туловища и перемещение центра тяжести могут привести к изменению формы таза, и притом в сторону уменьшения выходного отверстия тазовой полости вследствие приближения лобковых костей к крестцу. Вполне очевидно, что для девушки, когда она станет женщиной, это искривление таза может стать роковым и вредно повлиять на родовую функцию.

Черепные кости у новорождённого также находятся в стадии окостенения и ещё не срослись между собой, за исключением верхней челюсти и межчелюстной кости. Черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительно-тканной перепонкой. Между ними имеются места, ещё не покрытые костной тканью, своеобразные перепончатые пространства - большой и малый роднички, покрытые соединительной тканью. Малый родничок зарастает к 2-3 месяцам, а большой к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные швы окончательно срастаются только к 3-4 годам, иногда позже. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая.

Наиболее интенсивно кости черепа растут в течение первого года. В последующие годы рост черепа происходит неравномерно: периоды сильного роста сменяются периодами относительного затишья. Так, сравнительно сильный рост черепа происходит от рождения до 4 лет, от 6 до 8 лет и от 11 до 13 лет. С 7 до 9 лет происходит сильный рост основания черепа. В периоде от 6 до 8 лет уже заметно сильное развитие лицевой части черепа. Но наиболее интенсивное развитие лицевой части черепа начинается с 13 до 14 лет и в дальнейшем протекает в периоде полового созревания , когда устанавливается окончательное соотношение между мозговой и лицевой частью черепа.

Окостенение трубчатых костей, составляющих скелет конечностей, начинается ещё в утробном периоде и протекает крайне медленно. Внутри средней части трубчатой кости (диафиз) образуется полость, которая заполняется костным мозгом. Концы длинных трубчатых костей (эпифизы) имеют свои отдельные точки окостенения. Полное срастание диафиза и эпифизов завершается в возрасте от 15 до 25 лет.

Развитие процесса окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, поскольку при посредстве кисти ребёнок учится писать и производить различные трудовые движения. У новорожденного запястных костей совсем ещё нет и они только ещё намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, и они становятся ясно видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет. Лишь к 10-13 годам завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9-11 годам.

Эти, особенности окостенения кисти руки имеют важное значение для правильной постановки обучения детей письму и трудовым процессам. Вполне очевидно, что для не вполне окостеневшей кисти руки ребёнка необходимо давать доступную для него по размеру и форме ручку для письма. В связи с этим становится понятными то, что быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удаётся, в то время как для подростков, у которых процесс окостенения кисти руки заканчивается, в результате постепенного и систематического упражнения беглое письмо становится доступным.

Из изложенного видно, что не только у детей младших возрастов, но и у подростков, учащихся в старших классах, процессы окостенения ещё не полностью завершены и во многих частях скелета они продолжаются вплоть до периода возмужалости. Описанные особенности развития костей у детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, которые уже частично указаны выше. В связи с тем, что процесс окостенения скелета ребёнка дошкольного и школьного возраста ещё не закончен, неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной калечения детского скелета. Особенно опасны в этом отношении чрезмерные и односторонние физические напряжения.

Умеренные и доступные для детей физические упражнения, наоборот, являются одним из средств укрепления костной ткани. Чрезвычайно существенны для растущего организма физические упражнения, связанные с дыхательными движениями и влекущие за собой расширение и спадение грудной клетки, поскольку они содействуют её росту и укреплению костной ткани.

Упражнения верхней и нижней конечностей усиливают процессы роста длинных костей, и, наоборот, отсутствие движений, давление на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей тело одежды и т. п.), неправильное положение тела влекут за собой замедление процессов роста костной ткани. На развитие костей, их химического состава и прочности оказывают определённое влияние условия питания и внешней среды, окружающей ребёнка и подростка.

Для нормального развития костной ткани у детей необходимы наличие доброкачественного воздуха, обилие света (особенно постоянный доступ прямых солнечных лучей), свободные движения всех членов организма и рациональное питание организма.

Костная система новорожденного характеризуется наличием большого количества хрящевой ткани,

ретикулярным строением костей, в которых гаверсовы каналы имеют неправильную форму, богатой сосудистой

сетью в области шейки кости (областях с большим пролиферативным развитием), значительной толщиной

надкостницы. Вес хрящей и костей, из которых состоит скелет составляет 15-20 % общего веса тела. Процесс

окостенения скелета начинается с появления ядер окостенения в соединительнотканных и хрящевых моделях

костей. Ядра окостенения, которые появляются во внутриутробной жизни называются первичными ядрами, а те,

которые появляются после рождения - вторичными. Полностью скелет развивается при появлении 806 ядер

окостенения.

Очередность появления ядер окостенения носит наследственный характер, но время появления и скорость их

развития зависят от целого ряда факторов: этно-территориальной, половой принадлежности, социальных условий.

Обычно у девочек время появления ядер окостенения и их развитие наступают раньше, чем у мальчиков. В

грудном возрасте разница во времени появления ядер окостенения равна приблизительно 1 неделе, у детей до 5

лет составляет год и более. В длинных трубчатых костях окостенение диафиза происходит во внутриутробном

периоде. К моменту рождения точки окостенения могут появляться в дистальном эпифизе бедренной кости и

проксимальном эпифизе большеберцовой, что служит признаком доношенности плода. Далее последовательно

появляются точки окостененя в апофизах, последним окостеневает метафиз, что свидетельствует об окончании

роста скелета.

У новорожденного в скелете всего 28 г. Cа, у годовалого - увеличивается в 3 раза, в 18 лет - 1035 г. Са.


Особенности черепа новорожденного.

Череп новорожденного имеет относительно большие размеры. Лицевой отдел значительно меньше мозгового

(соотношение 1/4 , у взрослого - 1/2). Преобладание мозгового отдела связано с бурным развитием ЦНС

(головного мозга) во внутриутробном периоде. Недоразвитие альвеолярных отростков, отсутствие зубов,

недоразвитие параназальных пазух и носовой полости в целом, сглаженный рельеф костей лицевого черепа

обуславливают меньшие размеры лицевого черепа.

В костях крыши черепа имеется большое количество соединительной ткани. Края костей ровные, промежутки

между ними заполнены соединительной тканью, что создает относительную подвижность костей для

приспособления головки к родовым путям (явление коноригурации). В области углов теменной кости

соединительная ткань сохраняется в виде родничков. Сосцевидный и шиловидный роднички имеют небольшие

размеры, и в норме закрываются к моменту рождения (или на первом месяце после рождения), затылочный - в

первом полугодии, лобный имеет вид ромба, большие размеры закрываются на втором году жизни. Череп

новорожденного имеет вид пятиугольника, так как хорошо выражены теменные, затылочный и лобные бугры

(первичные точки окостенения покровных костей черепа).

В костях основания черепа сохраняется большое количество хрящевой ткани, которая в постнатальном

периоде окостеневает и остается в виде временных и постоянных синхондрозов. Ячейки сосцевидного отростка

находятся в зачаточном состоянии, их постоянное формирование идет к 3-м годам.

Череп от момента рождения до конца жизни претерпевает большие изменения.

Первый период от рождения до 7 лет.


В первые 6 месяцев после рождения объем мозгового черепа увеличивается в 2 раза, углубляются черепные

ямки. На первом году жизни исчезают хрящ в затылочной кости и перепончатая ткань черепа. Начинается

формирование швов. Кости становятся более рельефны.

От 1 до 2 лет объем мозгового черепа утраивается, а до 5 лет достигает? объема черепа взрослого

человека. Наблюдается равномерный рост мозгового и лицевого черепа, голова становится шире. Основание

достигает величины взрослого. Окончательно формируется диаметр большого затылочного отверстия. За счет

роста зубов высота верхней и нижней челюсти увеличивается, что отражается на форме лица, ротовой и носовой

полости (развитие параназальных пазух). Важным моментом является формирование швов (приблизительно в 3

года).

Sufura metorica закрывается к 5 годам. Раннее закрытие швов приводит к формированию конической формы

головы.


Второй период от 8 до 13-14 лет - относительное замедление роста костей черепа, хотя отмечается

значительное увеличение полости носа, верхней челюсти, глазниц.

Третий период от начала полового созревания (14 -16 лет) до 20 - 25 лет , когда заканчивается рост.

Лицевой череп относительно мозгового растет более интенсивно (особенно у мужчин). Увеличиавется

основание черепа не только в поперечном, но и в переднезаднем направлении. Оформляются воздухоносные

пазухи, бугры, выступы, надпереносье и борозды.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЙ.


У новорожденного имеются все виды соединений за исключением швов. Синовиальные соединения или

суставы у новорожденного в основном сформированы и имеют все три суставных компонента - суставную сумку,

суставные поверхности и суставную щель. Рельеф поверхностей во многих суставах выражен не четко, ряд

суставов имеет неконгруентные суставные поверхности. Суставные диски, мениски, суставные губы тонкие,

сформированы не полностью. Суставные капсулы суставов туго натянуты, а большинство связок отличаются

недостаточной дифференцировкой образующих их рыхло расположенных волокон.

Наиболее интенсивно идет развитие суставов в возрасте до 2 - 3 лет в связи с нарастанием двигательной

активности. У детей 3 - 8 лет значительно увеличивается объем движений в суставах, одновременно идет процесс

коллагенизации суставных капсул и связок. В период с 9 до 12 лет процесс перестройки суставного хряща

замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок завершается в основном в 13-16 лет.

Позвоночный столб.


Позвоночник у новорожденного не прямой, но и не имеет четких изгибов. Только на 3-4 месяце жизни ребенок

начинает держать голову и появляется шейный изгиб - шейный лордоз (изгиб вперед). Когда ребенок начинает

сидеть (4-6 месяц жизни), формируется грудной кифоз (изгиб кзади). Позднее появляется поясничный лордоз,

который формируется в связи с переходом в вертикальное положение. Окончательное формирование изгибов

позвоночника заканчивается к 18-25 годам.

Межпозвоночные диски у новорожденного относительно толще, чем у взрослого и составляют около половины

длины всего позвоночного столба. Студенистое ядро очень развито у ребенка и содержит большое количество

воды (88 %). Фиброзные кольца хорошо васкуляризированы до юношеского возраста, обратное развитие сосудов

начинается приблизительно с 13 лет и полностью заканчивается к 25 годам. Благодаря большому объему

межпозвоночного хряща подвижность позвоночника значительно больше по сравнению со взрослым.