Поделки, игры на масленицу, костюм весны, скомороха. Головной убор на масленицу своими руками Русский народный костюм на масленицу своими руками

Масленица - горячо любимый народный праздник. Это вкусные блины в изобилии и пышные гуляния по такому жизнеутверждающему поводу: победе весны над зимой.

В этот день мы вспоминаем народные традиции, чувствуем связь поколений. Не удивительно, что и своими руками шьют, опираясь на традиционные славянские наряды. Лучший пример одежды к этому празднику - это народный наряд: цветастый, просторный, идеальный для гуляний, не сковывающий движения и достаточно простой в изготовлении.

Сшить костюм Масленицы

Итак, мы опираемся на женскую одежду на Руси - сарафан. Мода последних лет слегка облегчает задачу, у многих девушек в шкафу найдется этот элемент одежды. Если он достаточно насыщенных оттенков - можно смело его использовать. Но если хочется чего-то традиционного - вооружитесь иголкой или швейной машинкой и сделайте эту деталь собственноручно.

Начнём с выбора ткани. Вам подойдут ситец, сатин, атлас. Понадобится отрез 2,5м х 1,10м. Ситец более простой в работе, потому оптимален для новичков в швейном искусстве. Сатин и атлас потребуют определённых навыков в работе, но результат стоит усилий. Что касается расцветки, самым подходящим будет красный, но, если у вас есть зелёная или синяя материя - берите их. Главное, чтобы они были сочные, праздничные.

Сразу запаситесь лентами или цветным кружевом для отделки, отрезом контрастного материала. В зависимости от выбранного фасона, может понадобиться и резинка. А также нитки, английские булавки, бумага.

Итак, как сшить уличный костюм на масленицу. Мы предлагаем вам несколько схем различной сложности.

Взрослый костюм масленицы своими руками без выкройки

Если вы не обладаете большим швейным опытом, выбирайте один из наиболее простых вариантов.

Метод первый:

  • Возьмите выбранный отрез и раскроите трапецию. Верхняя сторона должна равняться обхвату груди + 1см на припуски. Высота - это желаемая длина + 1см.
  • После раскроя сложите отрез изнанкой наружу. Выполните вручную обметку. Затем прострочите: сперва края, затем - задний шов.
  • Выверните на лицо и хорошо прогладьте швы. Шов можно делать и спереди, задекорировав его лентами или кружевом.
  • Далее выкраиваем лямки (не менее 4-5 см в ширину), прострачиваем вдоль и пришиваем к сарафану. Основа готова - остаётся только декорирование.

Метод второй:

Ещё одна простая техника шитья - много времени не займёт, с задачей справится даже новичок. Раскроите прямоугольник, одна линия которого равна ширине подола, а вторая - расстоянию от верхнего до нижнего краёв (не забывайте про припуски).
Схема пошива аналогична предыдущему варианту, но в верхнюю часть сарафана вшивается резинка - так, чтобы она красиво собиралась вверху. К слову, так вы сможете получить наряд универсального размера.

Костюмы на масленицу своими руками с фото выкройки

Для тех, кто не боится сложностей, можно прибегнуть к пошиву более трудоёмкой модели. По старинному способу она выполняется по следующей схеме:


  • Перенесите рисунок, построенный по вашим замерам, на ткань и аккуратно раскроите.
  • Изготовление выполняется в два этапа. Изначально сшиваем вместе кокетку. Складываем их изнанкой наверх и прострачиваем боковые швы.
  • Отдельно выполняем сборку юбки. Она состоит их двух трапеций и двух боковых клиньев. Соединяем все элементы по боковым швам. Можно сколоть их вместе английскими булавками, а можно выполнить обмёточный шов - так надежнее. Затем прострочите все швы.
  • Наконец, соединяем вместе кокетку и юбку.
  • Последними пришиваются бретельки. Сложите их выкроенные детали пополам вдоль, изнаночной стороной наружу, прострочите и выверните. Пришейте к основному изделию.
  • Финальная нота - декорирование. Декор, как правило, нашивается по линии груди, внизу подола и поверх переднего центрального шва.

Самый простой выход - взять тесьму с орнаментом в народном стиле. Но не менее эффектно может смотреться кружево, атласные ленты и даже просто отделка контрастной материей. Вот несколько картинок для вдохновения:


Дополнительно понадобиться белая рубашка. Сойдёт любая блуза, но лучше, если у неё будут достаточно широкие рукава с манжетами.

Если гуляние планируется на улице, позаботьтесь и о верхней одежде. Можно использовать любые шубки и меховые жилеты. Хорошо смотрится даже вывернутая овчиной наружу короткая дублёнка. Шубы и пальто до пола брать не стоит, ведь они перекрывают платье полностью.

Дополняем аксессуарами

Обувь

Тут мода снова играет нам на руку. Классический вариант обуви - это, конечно, валенки. Но современные угги тоже вполне могут их заменить. Как и, по сути, почти вся зимняя обувь на плоском ходу (кроме, разве что, спортивной).

Войлочные сапожки с орнаментом будут особенно хороши. Можно самостоятельно задекорировать обувь аппликациями.

Головной убор

Для зимних гуляний на улице смело выбирайте бабушкин платок. Подойдут и цветастые, и однотонные пуховые. И эффектно выглядит, и от холода защитит.

Если гулять по холоду не придётся, можно сделать . Вам понадобится плотный картон, резинка, материя и декоративные элементы на свой вкус (бусины, бисер, стразы, кружево, тесьма).

  • Выберите понравившуюся вам модель.

  • Перенесите её на плотный картон, а затем на ткань дважды: один раз лицевой стороной, один раз изнаночной.
  • Вырежьте деталь из картона, а на тряпичных элементах предварительно сделайте отступы для швов. Сложите обе тряпичные детали изнанкой наружу и сшейте вместе, оставив незашитым только низ. Выверните получившийся кокошник. Поместите внутрь картонную вставку.
  • Подверните внутрь нижние края и аккуратно прострочите. Основа готова. Осталось только прикрепить резинку.
  • Задекорируйте кокошник выбранным вами способом. Но помните, что злоупотреблять тяжелыми украшениями не стоит.

Варианты декора:


Украшения

Из украшений используются крупные бусы, сразу несколько разных ниток. Берите всё, что найдёте в бабушкиной шкатулке или среди маминой бижутерии - настал час украшений, которые пылились в шкафах годами.

Не менее эффектно смотрятся и бусы из баранок и бубликов.

Завершаем образ - накладываем грим

В данном случае особенно сложного не потребуется. Вам нужен просто яркий макияж. Причем акцент делается не на веках или губах, а на румянах. Румяные щёчки - вот отличительная черта русских красавиц в подобных праздниках. Чтобы особенно их подчеркнуть, начните макияж со светлой пудры (она также поможет сохранять ровный цвет лица в любой мороз), а затем выделите скулы румянами. Если хочется создать запоминающийся, немного игрушечный образ, можно воспользоваться красной краской для грима и нарисовать на щеках ровные красные круги. Помните персонаж Инны Чуриковой в фильме “Морозко” с выбеленным лицом и яркими щеками? Её макияж в стиле “не принцесса, а королевна” в этот день будет смотреться уместно, пусть и забавно.


Этот праздник - прекрасный повод не только повеселиться, но и почувствовать атмосферу единения. Это наследие, которое так важно сохранить. Не упускайте случая, наряжайтесь и празднуйте. Вкусных вам блинов!

Во что нарядиться на Масленицу?

Масленица - яркий нарядный праздник. Конечно же Масленица не может быть без вкусных блинчиков с маслом и красной икрой. Но сейчас я хотела бы сказать не об этом. Блинчики блинчиками, но и про наряд и обличие забывать нельзя.

В Масленицу народ гуляет в разноцветных праздничных одеждах, которые готовятся загодя. Для мужчин можно сшить красную рубаху-косоворотку, обшить тесьмой подол и рукава и подпоясать нарядным поясом-кушаком с кистями, прицепить к головному убору цветы и ленты.

Пестрые просторные рубашки, сшитые из лоскутков, легко наденутся на зимние вещи, пестрые колпаки с бубенчиками и колокольчиками поднимут настроение.


Женщины в ярких разноцветных сарафанах, обшитых лентами, тесьмой. Поверх сарафана для пущей верности надеть душегрейку (короткя одежда с меховой опушкой) Пусть наряды будут просторными, чтобы надеть их поверх зимней одежды.

Так же можно симпровизировать кокошник из картона, обтянутого яркой тканью и расшитого лентами и бусинами.

В старину красавицы чернили брови и румянили щеки, так что следует запастись косметикой, чтобы ярко нарумяниться.

Если некогда шить костюмы и заниматься нарядами, то можно вполне обойтись тем, что найдется в доме. Все самое яркое и красочное. Это могут быть разноцветные широкие юбки, вышитые или просто яркие фартучки передники, кушаки (широкий пояс из куска яркой ткани, шарф и т.п.) бусы из баранок, валенки с декоративными цветными заплатками, большие шапки-ушанки.

И, на мой взгляд, самый главный атрибут русских народных праздничных нарядных гуляний - это конечно же наш любимый роскошный яркий очень модный, теплый и красивый Павловопасадский платок - самый самый русский символ!

Так что если нет костюмов на масленицу, некогда ими заниматься, - любимый павловопасадский платок все сделает за вас - нарядит, украсит любой праздник и вы будете самой модной нарядной красавицей!

А сейчас картинки из инэта про Масленицу, а еще если интересно смотрите дальше по моей любимой теме Россия:











Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.


Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.


Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.


Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


Пословицы и поговорки на Масленицу

Видео: история и традиции праздника «Масленица»

Масленица – это праздник рождения солнца, который празднуется с давних времен. Один из главных символов праздника – это блин. Он ассоциируется с солнцем и является неким оберегом дома от беды.

Но не стоит забывать и о других символах, таких как чучело и кукла масленицы, поделки на масленицу из соломы и пшеницы.

Солнце из пряжи своими руками

Такое солнце называется «Ярило». Его можно легко сделать дома.


Вам понадобится:

Шилом проделываем отверстие в центре картонного круга. Нарезаем желтую нить или пряжу одинаковой длины. Обрабатываем клеем весь картонный круг. Не давая ему высохнуть, начинаем формировать солнце. Для этого нужно продеть в цыганскую иголку пряжу и просунуть ее через отверстие в кругу. Но не до конца, а лишь до середины нити, после чего накладываем нитки на картон и придавливаем, для того что бы нити схватились клеем.

Теперь продолжаем повторять этот процесс до тех пор, пока солнце не покроется полностью нитками и не будет виден картон.

Затем даем клею просохнуть и склеить нити между собой.

Когда клей полностью высохнет, можно начинать делать лучики солнцу. Распределите все не склеенные нити, которые остались вне круга, на равномерные пучки, и свяжите их атласными или шелковыми лентами разных цветов. Чем больше будет цветов, тем ярче и красивее получится солнце.


После всей проделанной работы осталось лишь сделать лицо солнышку. Его нужно вырезать из бумаги разных цветов и приклеить клеем к ниткам.

Вот и все готово. Такое украшение можно повесить на стену или дверь в качестве декора и по совместительству оберега.

Баба на масленицу

Такая баба тоже является символом солнца. Заворот юбки представляет собой коловорот – один из древних символов солнца. Руки подняты вверх – это значит солнцепоклонничество.


Вырезаем из белой ткани квадрат 20х20 см, он послужит туловищем бабе. После отрезаем еще два квадрата размером 10х10 см, из них будут в дальнейшем сделаны руки куклы.

Понадобятся еще два куска ткани, но на этот раз не белой, а цветной – 20х20 см, из них получится юбка.

Не забываем и о платке для масленицы. Его нужно вырезать из красной ткани, с самой большой стороной примерно 12 см.


Голова у куклы будет из ваты или синтепона.

Формируем не очень большой шарик и помещаем его в центр белой ткани размером 20х20 см.

После чего обхватываем вату тканью и не сильно завязываем красной ниткой.

Она послужит ориентиром для шеи и удержит вату в середине ткани.


Нитку нужно наматывать только по часовой стрелке, по ходу движения солнца. Это следует делать для того что бы оберег вышел удачным.

Приступаем к рукавам. Берем маленькие белые квадраты из ткани 10х10 см, сверху заворачиваем небольшой треугольник.

Справа и слева от него края заворачиваем на 1–2 см, после чего опять заворачиваем их в середину, и закрепляем между собой оба края, чтобы они не разошлись. То же самое проделываем и со вторым квадратом.


Края ручек следует обмотать красной ниткой, так чтобы это было похоже на рукава.

Теперь следует скрепить руки с телом бабы. Берем «руки», чтобы они были приподняты вверх.

Вставляем между складок ткани тела и по часовой стрелке обматываем их тканью.

Такой процесс будет немного трудноват для новичков, но если немного попрактиковаться, то такие временные трудности не будут беспокоить мастера.


Пришло время взяться за юбку. Складываем оба квадрата в треугольники и кладем друг на друга.


Кладем куклу, переплетом рук на перекрестье ткани.


Сперва, заворачиваем левый треугольник, чтобы он не накрыл руки куклы.


Правый треугольник накидываем сверху как бы внахлест.


После чего заворачиваем оба треугольника до конца и завязываем их красной нитью по часовой стрелке.


Теперь осталось завязать красный платок на голове куклы. Вот и все, масленица своими руками готова.


Поделки на масленицу своими руками

Можно сделать пару кукол, они очень интересны в изготовлении. Их может сделать как взрослый, так и ребенок.


Для таких куколок понадобятся:

  • пряжа красного цвета – 1-1,5 м;
  • разноцветные нитки
  • ножницы;
  • картонный квадрат 10х10 см.

Сперва нужно определиться с последовательностью наложения ниток.

Выкладываем в нужной очереди.

На картон плотно наматываем нити, постепенно меняем один цвет на другой, для того чтобы кукла была красивой и разноцветной.


Аккуратно снимаем нитки с картона, и завязываем с одной стороны нитью, а с противоположной разрезаем.


Выравниваем цвета и подрезаем, если понадобится края.


Теперь следует заняться прической куклы. Для этого нитки одного тона нужно сплести в косу, длиной в два раза превышающую длину куклы. Закрепляем косу на основе куклы, и делаем прическу.

Шею туго перетягиваем нитью, голова должна получиться округлой и не большой по размеру.

Приступаем к изготовлению рук. Все тем же способом, что и при изготовлении туловища, наматываем на картон нити, поочередно меняя цветовую гамму. Можно сделать из других цветов, в корне отличающихся от цвета туловища.


Снимаем нити с картона, и с обеих сторон продеваем красную нитку, туго связываем их.


Все той же красной ниткой завязываем края рук, чтобы получились кулачки.


Между двух половинок тела вкладываем ручки, и закрепляем их там ниткой, сделав при этом талию.


Чтобы добавить еще один знаковый оберег, перевязываем акриловой красной нитью туловище куклы крест–накрест.

Обворачиваем нить вокруг шеи в одну сторону, а талии в другую.

Ее можно провязать несколько раз, добавив при этом некий поясок с кистями. Расправляем юбку, и первая кукла готова.


Приступаем к изготовлению второй куклы.

Процесс изготовления такой же, как и у первой.Но прическа делается иначе.

Делаем пучочек из ниток, и перевязываем его узлом на середине. Прикрепляем к месту будущей головы.


Голова делается, так же как и у ее предшественницы, только волосы заправляются по-другому, и закрепляются красной нитью.

Тело и руки делаем по уже известному процессу. Распределяем пучок, идущий от туловища вниз, на две равные части.

Завязываем каждую из них, делая ступни. Можно сделать рубаху, немного обрезав первые три ряда ниток, идущих от туловища, с обеих сторон.


Соединяем куклы между собой нитью.


Все готово, такой оберег можно подарить паре, пожелав при этом укрепления взаимоотношений.

Как сделать масленицу веселее? Костюмы на масленицу

Масленица – большой праздник, любим народом, встречать который следует, не в простой одежде, а в костюме, соответствующим праздничному дню.


Самая популярная одежда русская народная, которую можно сделать своими руками.


Мужчине подойдет рубаха-косоворотка, по краям подола и рукавов, можно перешить тесьму по своему вкусу.


Так же подойдет рубаха, вышитая в ручную. Ее носят на выпуск и подпоясывают. Вместо пояса можно использовать красный шарф с кистями – кушак.

Если праздник будет проводиться на свежем воздухе, то следует сделать его пошире, для того чтобы можно было одеть рубаху сверху теплой одежды.

На голову можно надеть колпак, сделанный как в старину, из белого атласа, с прорезями спереди и сзади. Они должны застегиваться на пуговицы.


Женский вариант костюма сделать даже проще. Подойдет сарафан, расклешенный книзу, а также по краю расшитый бархатом, атласной лентой или вышивкой.


Как головной убор можно использовать разноцветный платок. А в качестве украшения пригодятся большие красные бусы и серьги.

Как сделать букеты из соломы на масленицу своими руками

Такой необычный букет из соломы украсит любой праздничный стол или же может использоваться в качестве подарка.


Понадобятся следующие ингредиенты:

  • солома или тонкие ветки;
  • цветы;
  • толстая веревка или же бечевка;
  • ножницы.

Возьмите пучок соломы.

По длине она должна быть почти одинакового размера, если нужно обрежьте нижнюю часть.

Также нужно выровнять ножницами нижнюю часть будущего букета так, чтобы он мог стоять без лишней помощи.

Свяжите туго веревкой снопы чуть ниже середины, также низ соломы.

Сделайте низ шире, чем середину.


Осталось только воткнуть в пучки соломы цветы – лучше всего подойдут маленькие или полевые.

Видео: кукла на масленицу своими руками

Смотрите мастер класс изготовления куклы масленицы

В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.


Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.


Ряженые. Детей развлекают играми.


Хэллоуин. Детей пугают.


Крампус. Детей пугают.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/

**************************************** ***

Pяженье (ряжение) - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться - подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже - на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.


Маски.
Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск); маска козы
Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно - все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.


М. Павлова. Ряженые

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

коза, конь, медведь, тур, аист и журавль - эту группу можно обобщить под названием "животные";

следующая группа - персонажи потустороннего мира и нечистой силы - смерть, покойник, "дед", "баба", кикимора, русалка, черт, ведьма;

часто изображали так называемых "чужих", т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп - это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;

святых - Николая, Андрея, Варвару и ангелов.

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, "кудесники", "буки", "черти", "хухольники", "окрутники", "халявы", "чудики" и т.п.


Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев и компания.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы - солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. - все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.


Современные маски ряженых

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались "старики" или "пугала". Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову "козы", "кобылы", "тура"; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру "коня", "быка", что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться "курицей" или "журавлем".


Современные маски ряженых

В Московской области нарядившийся "журавлем" ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый "покойником": его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски "покойников" рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: "По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…".


Излюбленный персонаж деревенской публики - "медведь". Лубочная картинка

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах - балалайки и даже скрипки, - и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. "Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.". Излюбленным персонажем деревенской публики был "медведь". Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж - "журав", т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры "… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством". К таким играм относятся "венчание" и "похороны".


П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза, ряженый в маске с гармошкой) 19 век

Как выглядели игры?
"…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т.е. ведьм". Вслед за кикиморами являются "торгованы" - купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим "красным товаром".

Затем следовал "стрелок", следом "кузнец"». А за кузнецами следовали музыканты - это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. "все это шумело, стучало, звенело и выло…". Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу - девушек. За этой сценкой был "рекрутский набор", далее следовало "соление снетков". Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега - это их посолили, "ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться". После этой сценки в избу входили "какие-то личности", одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака - это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.


Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.

Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. "В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой - козу, третий - скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам". Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа "черт", который предстает перед собравшимися в страшном обличье - с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый "обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов".

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его "волшебный" или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию - гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина - обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д. Нефедова" "Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: "Сколько набить аршин набойки?". Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот".

Как выглядели костюмы и как они были сделаны?


Современная "коза"

"Коза", доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; "коза" же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы"

А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост - под пиджаком - веник-листвяник. Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…> В старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной. Шерсть как шкура”.

**************************************** **********
Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.

В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.


Ряженые. "Супруги". Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960 г.


Ряженые. Святочное вождение "Козы".
Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.

Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно было увидеть ряженых

И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"

А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно

Ну Масленица - это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления. Любимые персонажи те же самые что и раньше


Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.


Колядовщики на Белгородщине. 2012 год. К традиционным козе и черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный для дореволюционного времени дед Мороз.

А это вообще профессиональные артисты - фольклорный ансамбль "Переполох". Ряженых теперь на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже Новогодний корпоратив.

Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки, гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.

Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое, как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта Клауса.

И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же Рождеству 25 декабря и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от.....