Ребенок боится оставаться без мамы. Детский психолог, реабилитолог, остеопат для детей с аутизмом, ДЦП, задержками развития

Основная часть родителей знает, что малыш всегда находиться около мамы и ему кажется, что если она уходит, то уже не вернется. В такой ситуации ребенок как хвост около мамы и не дает ей одной чем-то заниматься. И многие мамы иногда не могут без малыша, даже сходить в ванную, готовят еду с ним на руках и постоянно за ним приглядывают.

И некоторым, кажется, что если ребенок немного подрастет всё наладиться и маме станет проще, а в результате ни чего не меняется. И нужно понять одно, что самостоятельности кроха сам ни когда не научиться и завтра играть один не станет. И тяга крохи только к маме объясняется легко, мама всегда объясняет, что находиться вокруг и некоторые неизведанные и не понятные моменты приобретают определенность. Помимо этого он понимает, что мама всегда даст заботу и любовь.

По этой причине придется потерпеть, пока кроха привыкнет к окружающему, но он должен всегда чувствовать заботу и любовь от мамы. И дети в основном всегда стараются держать маму в поле зрения, так как они всегда знают, что если им что-то понадобиться мама всё даст и поможет справиться с проблемой.

И все прекрасно понимают, что только с мамой малышу по-настоящему хорошо, редко можно встретить кроху, который спокойно отходит от мамы. Чаще всего это такие детки, которые в маленьком возрасте немного получают материнской любви. Даже когда ребенок делает первые шаги, мама рядом и ему помогает подняться после того как он упал. И есть такие родители, которые желают, чтобы их крохи быстрее выросли и стали самостоятельными, но это неправильно. Всему своё время!

И некоторые начинают сравнивать своих детей первого и второго или вообще обращать внимание на других, но это неправильно все дети индивидуальны и процесс взросления у каждого самостоятельный. И если старший стал раньше самостоятельным, это не означает, что младший какой-то ни такой. И паниковать не нужно и что-то делать для этого сверхъестественное.

Но при этом маме сложно делать все домашние дела, когда ребенок не дает ей прохода, решение есть заинтересовать его чем-нибудь. Вечером можно супруга попросить поиграть с малышом и сделать максимум своих домашних дел. Малыш не будет капризничать, если он чем, то занят.

Если кроха сильно и часто плачет, то это не обязательно простой каприз, возможно, его беспокоит что-то другое. Если внешне не понятно, то можно постараться его заинтересовать игрой. И есть одно понятие, которое вполне объяснимо: малыш не будет отходить от мамы, пока ему не станет интересно, что-то другое – игрушки, мультики или что-то другое. Но и нужно самой стараться его приучать к самостоятельности. А до этого времени привыкайте к своему любимцу.

Мама, ты знаешь, у нас в классе есть девочка, с ней сидит мама на уроках, - сообщила мне Полина, новоиспеченная первоклассница.
Это было ново даже для учительницы - шестилетний ребенок боялся остаться один, без мамы. Из-за слез, переходящих в судороги пришлось согласиться, чтобы мама осталась с девочкой. Только через месяц удалось уговорить ее, что мама будет в коридоре. Ей поставили стул возле двери, чтобы девочка видела ее.
Она играла с детьми, отвечала на вопросы учителя, но периодически проверяла: здесь ли мама.
(Не знаю, что с нею стало: они перешли в другую школу, и я потеряла с ними связь).
Обычно уже к трем годам психика ребенка уже готова к тому, чтобы он смог обходится без мамы или других значимых взрослых какое-то время. Но разные условия воспитания, разные особенности нервной системы ребенка отражаются на способности ребенка открыто шагать в мир, не прячась за спину мамы. Детям до трех лет иногда свойственны страх новой окружающей среды, страх отдаления от матери, боязнь посторонних людей. Именно это заставляет малыша следовать за мамой, как хвостик, пытаясь не выпускать ее из виду.
Можно сказать, что практически всем детям поначалу свойственно открытое принятие людей. Это формирование так называемого «базового доверия к миру». Эта фаза (в русле теории Э. Эриксона) захватывает первый год жизни. Степень доверия, каким ребенок проникнется к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от заботы, которая к нему проявляется. Если ребенок не получает необходимого ухода, не встречает любви и ласки, то у него вырабатываются недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в отдельности и неверие эту она несет с собой в другие стадии своего развития.
Нельзя не сказать о второй стадии развития по Эриксону, который захватывает второй и третий годы жизни. В это время у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. В 2-2,5 года ребенок начинает выделять себя как личность из прежде для него единого целого - семьи - и как бы рождается второй раз, обрывается его сверхзависимость от матери. Это очень важный шаг на пути самостоятельности, и если в положенное время такого обрыва не происходит, то при чрезмерно глубокой связи с матерью может нарушиться дальнейшее развитие ребенка. В это время дети начинают осознавать свою автономность и самоценность. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих. В этом роковую роль играет тревожность родителей, ожидание опасности для младенца с любой стороны. Такие родители сверх меры опекают малыша, даже когда он вполне самостоятельно может сделать то, в чем ему хотят оказать помощь (покормить, залезть на лесенку).
Не приобретая уверенности в общении, способности воспринимать без тревоги отсутствие мамы, ребенок становится маминым хвостиком».

Какие они, эти «хвостики»?

Конечно, нельзя не сказать о психологических особенностях детей-«хвостиков». Обычно осторожничают в общении и прячутся за маму дети-меланхолики. Особенности темперамента видны с первых дней жизни. По данным ученых, таких детей около 20 %. Тонкая организация психики, повышенная возбудимость, природная сниженная общительность, ориентация больше на свои внутренние ощущения и чувства, чем на общение с другими людьми (интровертированность) определяют поведение этих детишек по отношению к матери. Им, безусловно, надежнее, когда мама рядом, а если окружающие люди еще не знакомы, и знакомиться с ними неохота, и вообще лучше спрятаться «от греха подальше».
Конечно, наличие меланхолического темперамента само по себе еще не говорит, что ребенок станет увиваться за мамой и будет бояться отойти от нее. Как считают специалисты, страх внешней агрессии может возникать, если в младенчестве не сформировалось базовое доверие к окружающему миру. Ребенок старается спрятаться за самого надежного, как он чувствует, человека - за маму. На первых порах это довольно мило выглядит: мама преисполнена гордости от такого доверия, от осознания того, что малыш настолько оценивает ее как своего защитника. Но, поощряя и развивая такой уход от общения и «опасностей», можно развить в ребенке застенчивость и даже замкнутость.
Как уже говорилось, до трех-четырех лет дети научаются обходиться без мамы какое-то время. Потому в возрасте трех лет и советуют начинать «погружение в социальную жизнь» - оформление в детский сад. Если ребенок младше и не отпускает маму - нужно более внимательно обратиться к анализу собственного поведения и психологических особенностей малыша, чтобы предупредить «вростание» «хвостовства» в более старший возраст.
С детьми-меланхоликами следует вести себя особенно осторожно, следить за своим поведением и «не подливать масло в огонь», потому что лучше всего постараться предупредить недоверие к миру. Этим нужно заниматься с самых первых дней жизни малыша (а, возможно, и раньше).
К сожалению, многое в мироощущении ребенка привносится из мироощущения родителей, особенно мамы. Если мама тревожна, особенно если в семье довольно сложные отношения, в воздухе «витает» напряжение, то даже «несознательная» кроха ощущает это напряжение. Другими словами, малыш чрезвычайно зависим от эмоционального состояния окружающих людей. О тесной связи матери и младенца очень красноречиво говорит эксперимент, проведенный американцами: мамам часто и долго кричащих младенцев давали возможность просто хорошо отдохнуть. Тогда, возвратившись к детям, они отмечали, что малыши более спокойны. Если мама опасается «отдать в руки» ребенка кому-то, это чувство «впитывается с молоком». Вспомните: не казалось ли вам на первой прогулке, что муж, отец ребенка, не справится с коляской, и что только вы способны это сделать? Такие мысли поначалу приходят в голову довольно большому количеству мам.
В таких ситуациях нужно вовремя говорить себе «стоп». Расслабьтесь, постарайтесь медленно сказать себе: никакой опасности, что ребенка подержит дедушка (хотя бы это случилось и впервые!). Передавая малыша, сохраняйте спокойствие, одобрительно улыбайтесь «новому взрослому», станьте с ним рядом. Большое значение при этом играет психологическое состояние этого «нового взрослого». Если его жесты уверенны, но мягки, то малыш не почувствует недоверия. А если руки его дрожат, он сам не уверен в себе, прикасаясь к малышу, то это же состояние перейдет к ребенку, может последовать протест в виде плача.
В этом случае не утешайте малыша словами: «Ах, этот противный дедушка, напугал маленькую!», при этом испуганно или сердито оглядываясь на «виновника» стресса вашей крохи. Лучше говорите «Ничего, моя дорогая, все будет хорошо. Это наш дедушка, ты к нему еще не привыкла». В интонации вашей фразы должен быть подтекст и для дедушки: похоже, адаптация к ребенку нужна и ему самому. Потому к страху малыша должно быть снисхождение, а не опасение, готовность защищать!
Только ваша уверенность в безопасности ребенка в данной конкретной ситуации может восстановить доверие ребенка к другим людям и обстоятельствам!

«Зеркальный хвостик»

Иногда «мамиными хвостиками» становятся и другие дети: этих меланхоликами назвать никак нельзя: шустрые, вертлявые… Но из-за своей общительности они просто не могут оставаться в одиночестве. Даже в играх им нужен «коллектив», хотя бы в виде мамы. Конечно, поведение малыша-сангвиника очень отличается от меланхолического. Но постоянное требование присутствия мамы тоже иногда утомляет.
Нужно помнить, что для нормального психологического развития малыша ему просто необходим тесный контакт с мамой. Иногда ее хочется просто потрогать. А если она в другой комнате, и нет возможности ожидать, или малыш еще не умеет передвигаться к ней, то лучше всего расположить ребенка где-то рядом с собой: устроить манеж или положить теплый ковер на кухне, подальше от плиты. Привязать его к себе в «кенгурушке».
Став немного постарше, ребенок-сангвиник сам дает «рецепты избавления от хвостовства». Эта проблема отпадает в момент, когда есть кто-то другой для общения, тогда малыш охотно на некоторое время отрывается от мамы, потом это время увеличивается. На долгое время остается лишь проблема занять чем-то малыша, когда ему не с кем больше общаться, кроме мамы. Нужно отдавать себе отчет: ему действительно тяжело играть одному. Такого ребенка нужно обучать самостоятельной игре.

Почему ребенок в 1-2 года не отпускает маму ни на шаг, и что делать с такой детской привязанностью.

Вначале это так приятно - ребенок без вас ни минуты не может прожить. Как же он вас любит. Но проходит время, и вам уже просто некуда деваться, вы даже душ не можете принять без душераздирающих криков малыша под дверями ванной.

Сильная привязанность к маме - это возрастная особенность

Если ребенок никуда от себя не отпускает маму, это вовсе не означает, что , вьет из вас веревки, испытывает ваше терпение, делает это вам назло, из вредности или потому что ему скучно.

Это естественный период для детей 1-2 лет. Осознав, что вы с ребенком не единое целое, что он - отдельная личность, малыш просто боится вас потерять. И именно поэтому в основном дети не отпускают от себя маму ни на шаг.

Почему ребенок не отпускает маму ни на шаг

Есть и куда менее очевидные причины силльной привязанности ребенка к маме, присмотритесь к ним внимательнее, возможно, найдете свой вариант. Установив причину беспокойства ребенка, будет проще исправить ситуацию.

У ребенка что-то болит

Ребенок не отпускает от себя маму, потому что плохо себя чувствует, но еще не знает, как об этом сказать. Он просто хочет, чтобы мама носила его на ручках, обнимала, да и просто была рядом - от этого становится легче. И если простуда или боли в животике проходят довольно быстро, то режущиеся зубки могут терзать ребенка месяцами. Будьте к нему внимательны, вы ему сейчас очень нужны.

Ребенок чувствует мамину тревогу

Вы с кем-то поругались, дела идут неважно, нечем заплатить за квартиру, кто-то на вас не так посмотрел - все эмоции, которые вы переживаете, переживает и ваш малыш. Даже если ругались не при нем, и ему еще неизвестны финансовые проблемы. У вас просто все на лице написано, а он это «считывает» за секунды. А если , значит, существует какая-то опасность, значит - он должен быть рядом с мамой, чтобы она могла его защитить.

Ребенку кажется, что вы хотите от него освободиться

Так бывает, когда вы, вроде бы, целый день проводите с ребенком, но при этому ваши мысли находятся где-то далеко. Да и занимаетесь вы совсем не ребенком, а, к примеру, домашними делами, разговорами с подругами по телефону, общением в интернете.

Ребенку никак не удается привлечь ваше внимание, отчаявшись, он начинает плакать. Но вместо того, чтобы, наконец, увидеть ребенка, вы раздражаетесь. Вы устали, дела не ладятся, а тут еще ребенок не хочет отпускать маму от себя, и устраивает .Получается замкнутый круг.


КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКУЮ ГИПЕРПРИВЯЗАННОСТЬ

С причинами сильной привязанности ребенка к маме разобрались. Осталось понять, что делать, если ребенок не отпускает от себя маму.

  • Не ругайте малыша за крики и истерики, не оставлять резко одного, не уходить из дома украдкой или обманом.
  • Восполните нехватку внимания. Обнимайте, целуйте, играйте с ребенком.
  • Не отвлекайтесь на телефон и интернет, активно реагируйте на вопросы и просьбы ребенка.

Когда малыш получит ваше качественное внимание, когда вы уделяете время только ему и ни на что не отвлекаетесь, у малыша не будет необходимости добиваться его борьбой. Конечно, это случится не в один момент. Ребенок должен вначале убедиться, что это не временное явление, что теперь так будет всегда.

Рейтинг: / 0
Подробности Категория: Ребенок от 1 года до 3 лет Просмотров: 696

Очень жаль, что многие мамы задумываются «что делать?» уже к моменту, когда проблема налицо. Сохранить нервы, свои и ребенка, было бы гораздо проще, если бы с самого рождения драгоценного чада каждая мама помнила о моменте, когда ей необходимо будет отлучиться. Какой бы ни была сильной материнская любовь, а адаптация ребенка в социуме имеет важнейшее значение. Поэтому нельзя строить весь мир малыша вокруг одного человека.

Если проблемы еще нет

Избежать множества неприятных моментов удастся тем семьям, которые со дня рождения ребенка начнут готовить его к взрослой самостоятельной жизни. До года детки, как правило, не боятся переходить с рук на руки, признают всякого улыбающегося тетю и дядю, открыто и безбоязненно смотрят на мир. Именно в этот период необходимо закладывать азы общения. Определите круг родных и близких, которым вы доверяете, и на которых смогли бы в случае необходимости оставить малыша. Чаще устраивайте встречи, чтобы дитё с пеленок привыкало к их близости, участию. Адекватные гости тоже не помеха. Если близких рядом нет, не забывайте о такой отличной «развивалке», как детская площадка. Порционно и аккуратно, но настойчиво приучайте ребенка к общению с другими людьми, детьми.

Не забывайте о важности нежности и заботы о малыше. Их недостаток с вашей стороны приведет к тому, что ребенок станет сторониться всех взрослых, замыкаться, ходить за вами хвостиком и требовать внимания до самой школы, а может, и дольше.

Без мамы никак

Каждая мамочка, была бы ее воля, никогда не оставляла бы своего малыша. Но так не бывает, и ребенок должен учиться жить вне пределов маминой юбки. Плачи, истерики, учащающиеся заболевания, даже нервные расстройства при вынужденных расставаниях – результат лишней опеки родителей, возможно, усугубленный психотипом самого ребенка. Как себя вести, если нужно оставить малыша?

  • Не смотреть на ребенка виноватыми, полными слез глазами – так вы только ухудшите ситуацию. Настойчивое спокойное «все, родненький, я скоро приду» будет намного эффективнее. Предложите компромисс: «я побуду с тобой еще немного, а затем ненадолго отлучусь».
  • Проговаривать малышу ситуацию: схожу на работу, в магазин, в аптеку, выброшу мусор и т.д. Даже если вы считаете, что он еще ничего не понимает, спокойный уверенный голос и обещание сразу вернуться помогут договориться. Спокойна мама – спокоен ребенок.
  • Превратитесь на некоторое время в такого же ребенка. Ходите за своим чадом по пятам, требуйте к себе внимания, начните ему надоедать. Возможно, малыш перестанет цепляться за вас, как за соломинку.
  • Поддерживайте всякую инициативу ребенка к самостоятельности. Сам поем, сам умоюсь, сам достану – пусть, даже если после этого вам грозит генеральная уборка.
  • Сделайте расставание с ребенком приятным ритуалом – цем-цем, дружеское «дай пять», потритесь носиками и т.п. Не забывайте о своей интонации: только спокойная уверенная настойчивость – она непременно поможет малышу сделать шаг в большой мир.

Важно с кем вы планируете оставить ребенка. Если это бабушка или тетя, то она не должна пугаться возможных истерик, вести себя так же спокойно, как и вы, уметь отвлечь и не жаловаться потом на кроху, когда вернетесь. Сдавая ребенка в сад или раннюю школу, обращайте внимание на воспитателей – голос, манера говорить, поведение с детьми, отзывы других родителей, программа занятий. Ребенку должно быть интересно в ваше отсутствие, только тогда расставание станет менее болезненным. Не делайте радикальных перемен – время вашего отсутствия должно увеличиваться медленно, но неумолимо.

Начиная с беременности матери, ребенок всегда находится с мамой. Малыш уверен, что бы ни произошло, она будет рядом и сможет ему помочь. Потому что раньше так было всегда, и он надеется, что также будет в дальнейшем. Мама для него – оплот надежности, так как защитит от любых неприятностей, окажет помощь и не оставит голодным. После своего рождения малыш все еще остается связанным с матерью, пусть это уже не физическая связь, а глубокая эмоциональная.

Нормально развитый малыш всегда будет рад появлению мамы в поле его зрения и обеспокоен ее отсутствием. Часто оказывается, что родственники не могут успокоить ребенка, и только одна мать может сделать это с легкостью. Такое чувство привязанности является естественным явлением, одной из фаз развитии психики. Изначально кроха воспринимает маму частицей самого себя, в дальнейшем – как опору, поддержку, без которой он ничего не сможет сделать.

Первый свой страх остаться одному без мамы малыш испытывает в возрасте семи месяцев. Данный страх появляется на подсознательном уровне и является вполне нормальным для ребенка вплоть до трех лет. «Нормальным» – вовсе не означает, что мама должна потакать данному страху и, как результат, брать с собой ребенка даже в случае необходимости отлучиться на 2 минуты. Такой страх является показателем того, что ребенок развивается по возрасту.

С научной точки зрения данному страху есть свое объяснение. Учеными доказано, что когда рядом с ребенком нет мамы, у него возникает паника и на этом фоне в его крови повышается количество «гормона стресса» (кортизон).

Другие специалисты предполагают, что причина такого страха скрывается в том, что для малыша пока нет полного понимания временных рамок и пространства помещения. Он считает, что если он не видит маму, то она ушла из квартиры насовсем. А каких-то 5 минут он может принять за целую вечность.

Источником детского страха может быть и неправильное поведение родителей в различных ситуациях. К примеру, он может возникнуть, если мать слишком сильно печется о своем малыше, не дает ему возможности действовать самостоятельно или преднамеренно не отпускает его от себя. Основанием может послужить отсутствие участия в воспитании ребенка отца или же его холодное отношение к ребенку. Также кроха может сильно переживать развод родителей или исчезновение отца, так как это может его подтолкнуть к боязни потерять и мать.

Чтобы развеять все тревоги ребенка перед необходимой разлукой с мамой, нужно время, терпение, понимание малыша, и, конечно же, доброта и любовь.