Свойства предметов. план-конспект занятия (математика) на тему

МКС(К)ОУ "Краснинская школа - интернат VIII вида"

Конспект урока по математике

«Свойства предметов. Выделение из группы предметов одного или
нескольких предметов, обладающих определёнными свойствами

(цвет, назначение)».

Составила: Крюкова Нина Федоровна,

учитель начальных классов

2013


Урок № 1

Тема: «Свойства предметов. Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определёнными свойствами

(цвет, назначение)».

Цель: Формирование умения выделять из группы предметов один,
определённого свойства.

Задачи: 1. Развивать умение выделять предмет, обладающий определёнными

свойствами.

2. Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания. 3. Воспитывать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: индивидуальные предметные множества, : игрушки (куклы, кубики, мячи), сказочный герой «Буратино ».


Содержание урока. I . Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока. Беседа о сегодняшнем дне. - Какое время года? - Какой месяц? - Какое сегодня число? - Назовите все дни недели? - Какой сегодня день недели? - Какая сегодня погода? - Назовите цвета? II . Устный счёт. Дидактическая игра : «Весёлый Буратино ». Цель: счёт предметов, сравнение по цвету и по множеству.

Вот весёлый Буратино

В гости к нам пришёл.

Вам принёс задание.

Слушайте внимательно.

Загадает вам загадку,

Каждому он по порядку.

Ты загадку отгадай,

Руку быстро поднимай.

Отгадай загадки:

1. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

2. Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять. (кукла)

3. Дом построить срочно нужно,

Мы за дело взялись дружно.

Друг на друга их кладём.

В высоту растёт наш дом. (кубики)

Задание:

Покажите куклы, мячи, кубики.

Какого цвета мячи?

Какого цвета кубики?

Выберите самый большой мяч. Выберите самый маленький мяч.

Выберите самый большой кубик. Выберите самый маленький кубик.

Для чего нужны игрушки?

III . Изучение нового материала: 1. Работа по учебнику: страница 5, задание № 1.

Назови цвет каждого коврика.

2.страница 5, задание № 2.

Покажи и расскажи по образцу.

3. страница 5, задание № 4.

Какие фрукты нарисованы?

Покажи и назови фрукты желтого цвета.

4. страница 5, задание № 5.

Какие овощи нарисованы? Сколько их?

Назови овощи зеленого цвета.

IV . Динамическая пауза:

Загадаем вам загадку,

Становитесь на зарядку.

Раз - листочки поднимаем. (руки через сторону вверх).

Два листочки - загибаем. (руки за спину).

Три – ещё разок свернули (обхватили руками плечи).

На четыре – развернули (руки в стороны).

Игрушки спрятались внутри (приседания).

Кто догадлив - назови? (прыжки на месте)

Вот и кончилась игра - вам за парты сесть пора.


Упражнения для развития мелкой моторики: Наши алые цветочки - кулачки зажаты. Распускают лепесточки - пальцы разжимаются. Ветерок чуть дышит - пальцы сжимаются Лепестки колышет - в кулачки. Головой кивают - машут кулачками Тихо засыпают - кулачки вниз.
VI . Закрепление пройденного материала. 1. Работа в тетрадях. - Сколько яблок нарисовано? (три яблока) - Остальные, какие фрукты? (груши) - Сколько груш? (четыре груши). Задание: - Раскрась яблоки красным карандашом, груши зелёным карандашом. - Продолжи узор.

2.Работа по учебнику: страница 6, задание №6. - Назови все предметы одним словом, какого цвета каждая машина, найди автобус. 3. Дидактическая игра: « Будь внимателен!». - Посмотри на предметы вокруг себя. - Найди красные, желтые, синие, зеленые предметы, назови их. - Расскажи, для чего они нужны. V .Релаксация: - Кто приходил к нам на урок? - Какие игрушки принёс Буратино? - Какие по размеру были мячи? Кубики? - Какие овощи знаете? - Каким карандашом раскрашивали яблоки? - Каким карандашом раскрашивали груши?
Используемая литература:

    - иллюстрация Буратино. Алышева Т.В. Математика для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011.

Ольга Нурумбетова
Свойства предметов. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №275

620024 Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 20, телефон 255-66-61

Заведующий МБДОУ №275 Дрягина Татьяна Андреевна

Конспект занятия по формированию

элементарных математических представлений

в старшей группе детского сада :

«Свойства предметов » .

Чкаловского района г. Екатеринбурга

г. Екатеринбург, 2013

Тема : Свойства предметов (форма , величина, цвет)

Цель : 1. Продолжать формировать представления о признаках сходства и различия

между предметами .

2. Учить объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из

групп отдельные предметы , отличающиеся по величине, форме , цвету.

3. Развивать логическое мышление.

Задача : Систематизировать знания детей о признаках сходства и различия между

предметами .

Материал :

1. Наборы геометрических фигур разные по цвету и размеру.

2. Счетный материал (палочки, геометрические фигуры) .

Ход занятия

Воспитатель :

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по

стране Геометрических фигур.

Для того, что бы туда попасть, надо отгадать загадки :

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад

А зовут меня…

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На крыльцо, на колесо…

Моя загадка коротка :

Три стороны и три угла

Молодец! А какие еще геометрические фигуры вам знакомы?

Наши путешествие по стране Геометрических фигур продол-

жается. Чтобы у жителей страны было хорошее настроение,

давайте сложим геометрические фигуры из имеющихся у вас,

1. Возьмите четыре треугольника и сложите один большой.

2. Сколько нужно палочек, чтобы был треугольник?

3. Получилось? Как выложить два треугольника?

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка :

Сколько шариков у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки

Столько встанем на носочки.

Сколько точек в нашем круге

Столько раз поднимем руки.

Ребята! А какие геометрические фигуры бывают?

Как можно разделить фигуры?

Разделить фигуры по цвету, форме , величине.

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке сложены геометрические фигуры. Ребенок на

ощупь выбирает фигуру и дает полную характеристику.

Пальчиковая игра.

Целый день, целый день

Кружится скакалка

Целый день, целый день

Скачет наша Галка.

Правой - скок, левой - скок,

Сразу обе ножки

То назад, то вперед

Скачут по дорожке.

Все быстрей, все быстрей

Скачет наша Галка.

И прощаясь с жителями страны Геометрических фигур,

Давайте подарим им на память картинки животных, которых

мы выложим из счетного материала .

Сегодня мы с вами повторили, как объединять предметы в

группы по сходным признакам; выделять из групп отдельные предметы .

На следующих занятиях мы продолжим изучение этого мате-

риала. А на сегодня – занятие окончено .

Итог : Дети, чем мы сегодня занимались?

Дети :

Треугольник

Трапеция, ромб.

Плоские и

объемные.

По цвету,

форме ,

величине.

Три группы детей :

Одна группа выби-

рает по цвету,

вторая по величине,

третья по форме .

Группы работают по

Это плоская геометрическая фи-

гура или это объем-

ная геометрическая

Дети выкладывают

Вспомнили какие

геометрические

фигуры бывают.

Учились делить их

по цвету, форме ,

Наталья Владимировна Якушева
Конспект занятия «Признаки и свойства предметов»

Цель :

Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы) .

Учиться соотносить предметы по цвету и форме , по занимаемой площади.

Накапливать опыт образования множества

Учиться выделять группы предметов по количественному признаку – один , много.

Материал к занятию :

1) Демонстрационный : фланелеграф с сюжетной композицией, картонное изображение солнышка, корзина, муляжи или настоящие яблоки (по количеству детей в группе, одинакового размера, одно – красное, остальные – желтые, большая и маленькая тарелки одинакового цвета.

2) Раздаточный мешочки, муляжи или настоящие овощи (морковь, репа, огурец, кубик, призма .

Сюжет и ход занятия

1. Соотношение предметов по цвету .

Воспитатель : На одной лесной полянке стоял маленький домик, в котором жили замечательные, дружные гномики Бим, Бом и Бум. Они были очень похожи. Чтобы их не путали, они одевали на головки колпачки разного цвета. У. Бима был фиолетовый колпачок. У Бома- - синий, а у Бума- коричневый. (Детям показывают полянку, на котором стоит домик, где живут гномики

Когда наступало утро и над лесом вставало солнышко (на фланелеграф прикрепляется солнышко над линией горизонта слева, гномики медленно просыпались и вставали с кроваток, говорили друг другу : «Доброе утро и быстро бежали в огород, где были грядки с овощами. (Воспитатель достает корзину с овощами и показывает ее детям) .

Посмотрите, у меня в корзине лежит много овощей. Это огурчик. (Воспитатель достает из корзины огурец и показывает детям) . Найдите в корзине еще огурец, возьмите его и хорошо рассмотрите.

Какого цвета огурец?

Воспитатель : *** - Проведите, пожалуйста, по огурчику ручкой. Посмотрите, какой он длинненький и на концах не острый. Он гладкий или нет? (Правильно, кожица у огурчика в пупырышках) .

Теперь достанем морковь. Проведите по ней пальчиком. Есть у морковки пупырышки? А что можно сказать про ее кожицу? (Гладкая) А какие кончики у морковки? (Один острый, а другой нет) . Какого цвета морковка?.

Что у нас осталось в корзине? Это Репа. Какого цвета репа?

Репка похожа по форме на огурчик и морковь?*** Какого цвета репа?***

А теперь посмотрите на овощи и скажите, на каких грядках растут огурцы, на каких морковь, а на каких – репа*** Почему?

Дети должны догадаться по цвету овощей, на каких грядках они растут.

Грядки :

2. Текстильное обследование предметов и зрительное соотношение с образцом.

Воспитатель раздает детям мешочки и просит в них опустить овощи. В мешочках лежат уже два предмета – кубик и призма .

Гномики пришли домой и решили позавтракать.

Опустите руку в мешочек. Найдите морковь, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли морковь?*** Как вы догадались, что держите морковь, а не огурец или репу?

(Воспитатель просит несколько детей рассказать, как они узнали? Если дети называют и цвет моркови, то воспитатель обращает внимание детей на то, что цвет модно только увидеть, а потрогать нельзя.

Минутка отдыха

3. Накопление сенсорного опыта образования множеств.

Гномики пошли в сад собирать спелые яблоки. Они срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину. Вот так : одно яблоко, еще одно яблоко,***Смотрите, как много яблок собрали гномики

Сколько я блок в корзине у гномиков?*** Правильно, много.

Итог занятия .

Мы так были увлечен игрой с гномиками, что даже не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь, за яблоней. (Воспитатель демонстрирует, как двигалось солнышко.)

Дети прощаются с гномиками.

Воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов : разного цвета колпачки гномиков, разную форму овощей, разные по величине тарелочки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Сравнение предметов по их свойствам» Тема: Сравнение предметов по свойству Цель: Познакомить со свойствами («мягкое», «сладкое»); учить находить предметы обладающим свойством.

Конспект НОД в старшей группе «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Беседа о Дне космонавтики» Автор – составитель: Трухина Татьяна Алексеевна студентка III курса, специальность 44.02.01. Дошкольное образование Руководитель: Гольская.

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: - закрепление представлений об осени и ее приметах; - уточнение, расширение и активизация словаря по.

Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Счет предметов до 9» Программное содержание: Закрепить прямой и обратный счет в пределах 9; совершенствовать знания о геометрических фигурах. Продолжать учить.

Конспект занятия: «Путешествие в мир предметов». Цели: 1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Осень и ее признаки» Конспект занятия Тема: Осень. Задачи:Учить сравнивать природу в сентябре, октябре,ноябре. Закрепить названия месяцев Учить детей отгадывать.

Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

Людмила Кайгородова
Конспект занятия «Свойства предметов». Средняя группа

Тема: "Свойства предметов"

Цель:

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - карандаши, альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный - цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов - красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I. Свойство предметов - цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш): «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши:

Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой след на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Голубой: «Я незабудка, небо, лед!»

Синий: «Я чернила, море, василек!»

Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!» Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку. -Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга. (Радуга)

А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180° и идут в обратном направлении)

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2-3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III. Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, фор-ме, размеру, материалу, назначению и т. д.).

Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первой картинке? (Кукла и мишка.)

Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются? Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее

у куклы и мишки назначение - это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и у мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что. И дети называют признаки различия самостоятельно.

Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются? (У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч - желтого и синего цвета, а воздушный шар - желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч - маленький, а воздушный шар - большой. Назначение у них тоже разное: мяч - игрушка, а воздушный шар - летательный аппарат.)

Сравните ежа и елку. («Ель на ежика похожа: еж - в иголках, елка - тоже, и "живут" они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик - животное, елка -растение.)

Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка? (Они оба оранжевого цвета.)

Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему? Примерные ответы детей:

Морковка и лиса оранжевые.

Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Помидор и божья коровка красные.

Лягушка и яблоко зеленые.

IV. Физкультминутка «Смотри в оба».

Дети строятся в ряд (не более 7-10 человек). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отворачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное - в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V. Закрепление умения выделять свойства предметов.

1) Беседа об овощах. Отгадывание загадок.

Какие овощи вы знаете?

Что растет у вас на огороде (например, на даче?

Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

б) Летом в огороде -

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке -

Желтые, соленые.

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.

2) Игра «На что похоже?».

Картинки с изображением овощей.

Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, -я положу оранжевый (красный) треугольник.

Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т. д.

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Что понравилось? Что показалось трудным?

Цель: формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.

Задачи: объединять предметы в группы, выделять из группы отдельные предметы отличающиеся каким-либо признаком.

Оборудование: картинка с изображением зайчика; картинки-лото фруктов, цветов, овощей; модель корзинки; маски-шапочки зайчиков и лисы; кубики: 5 красных,1 желтый; коробочка для кубиков.

Игра: «Соберем урожай».

Кто знает, какое сейчас время года? (осень).

Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (собирают урожай овощей и фруктов).

На фланелеграфе модель корзины и картинки с изображением цветов, фруктов, овощей; картинка с изображением зайца.

Наш заяц тоже решил собрать урожай в своем огороде. Что он положил в свою корзинку?

Дети выходят и кладут в корзину картинки с изображением овощей. По ходу действия можно задавать вопросы:

Какого цвета морковь?

Какой формы огурец?

А почему вы не положили ромашку? (ромашка –цветок, а заяц собирал овощи).

Почему осталось яблоко? (яблоко- фрукт).

Какие предметы вы выбрали и по какому признаку? (все это - овощи, они растут в огороде).

Игра: «Волшебный мешочек»

На столах у детей 5 кубиков красного цвета и 1 желтый, и мешочек для кубиков.

Что у вас на столах? (кубики)

Чем они похожи и чем отличаются? (одинаковая форма, размер. Отличаются по цвету).

Какое свойство отличает их друг от друга? (цвет).

Положите в свой мешочек кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (положили 5 красных- у них одинаковый цвет, форма, размер. Остался желтый- он не подходит по цвету).

Физкультминутка: «Лис и зайчата».

Стой, зайчонок, не беги

По тропинке узенькой,

Лучше ты побереги

Хвостик свой кургузенький.

Лис крадется вдоль тропы.

Вряд ли ищет он грибы!

Один ребенок изображает лиса, а остальные- бегущих зайчиков.

Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим наше с зайцем путешествие и отправимся в лес. Я загадаю вам загадки и думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они.

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам: «Ау»! (грибы, ягоды).

Назовите ягоды, изображенные на первой картинке (малина, рябина, клубника).

Какие ягоды вы еще знаете? Какие растут в лесу, саду (черника, брусника т.д.).

Назовите грибы нарисованные на картинке (опята, белый гриб мухомор т.д.)

Что между ними общего? (у каждого шляпка и ножка).

Собрались на полянке бабочка, гусеница, змея, муравей и пчела. Завели они разговор: кто из них на этой поляне лишний? Помоги разрешить этот спор (лишняя змея, все остальные насекомые).

А что у них общего? (все они лесные жители).

Физкультминутка: «Жук».

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Дети лежаться на ковер и имитируют перевернувшегося жука.

Заяц был очень рад с вами познакомиться. Ему понравилось с вами путешествовать.

Где бы вы хотели побывать еще? Кого бы вы пригласили в это путешествие? Об этом заяц просит вас нарисовать картинки рассказать в следующий раз.